«Земельные органы работают некачественно…»
Сайран Буканов, Герой труда Казахстана, аграрий:
– В нашем регионе инвентаризация сельхозугодий идёт некачественно. Ревизоры почему-то не видят брошенных или пустующих наделов, а они чуть ли не на каждом шагу, там один кусок, там – другой. Есть большие участки, например, земли бывшего совхоза имени Ломоносова, который прежде славился на весь Союз. Хозяин у этой земли есть и сегодня, но половина полей зарастала овсюгом – люди его косили на корм скоту. Тем временем организаторы инвентаризации ищут, где бы изъять сенокосы. С какой целью? Надо правильно определить цели и задачи программы. Если хозяйство заботится о сенокосах, производит продукцию и реализует её населению, то надо ли отнимать эти угодья? Пусть ревизоры сначала добросовестно разберутся с той землёй, которая не работает. Государство должно получать от земли пользу, каждый гектар должен обрабатываться, соответствовать культуре земледелия. Это основная задача. А пока мы видим, что земельные органы придерживаются других критериев – родства и близких отношений.
«Обещали остричь волосы, но могут отрезать голову…»
Борис Князев, депутат областного маслихата, аграрий:
– Внимательно наблюдаю, как ведётся ревизия сельхозугодий, и уже сделал для себя первые выводы: обещали остричь волосы, но могут отрезать и голову. Например, я взял в одном сельском округе землю, которая пока никак не используется. Но у меня есть программа в ближайшее время окультурить эти угодья, посеять травы, чтобы использовать их на нужды животноводства. Я здесь не столько свои выгоды вижу, сколько местного акимата – он своими силами не обработает эти угодья. И есть другой пример: у нас возле Клочково предприниматель взял земли под сенокосы, но распахал и засеял пшеницей. А потом обращался в наше хозяйство с просьбой косить сено у нас. Чувствуете разницу? К кому должны применять санкции земельные органы? Эти специалисты должны вникать во все нюансы, прежде чем принять решение. Чтобы не оказалось, что добросовестный землепользователь подвергся наказанию наравне с нерадивым хозяином. Ревизия должна проводиться не для галочки, а для получения позитивного результата.
«Телега опять впереди лошади»
Александр Бородин, аким Алтынсаринского
и Фёдоровского районов в 1998-2008 гг, аграрий:
– Похоже на то, что восторжествует обезличка. Если в ТОО нет скота в настоящее время, значит, сенокосы не полагаются? Хотя, например, наше ТОО «Зуевка» всегда с сеном, которое мы косим для личных подворий. То, что хозяйство может потерять эти сенокосы, население беспокоит даже больше, чем директоров. Потому что до сих пор не принят закон о личных подворьях – наши люди держат скот вне какого-либо закона. То же самое – по пастбищам. Правительство, как известно, против принятия закона о пастбищах. То есть очень важные вопросы ещё не решены, а ревизоры уже прицелились, у кого что забрать. Надо понимать, что неправильные решения земельных органов скажутся не на директорах, а на рядовых селянах.