Впервые в судебной практике области слушалось уголовное дело по опекунству.
Для прокуратуры Жангельдинского района проверка в комиссии по делам несовершеннолетних местного отдела образования по вопросу соблюдения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, была плановой. Можно было просто отделаться изучением бумаг, тем более что жалоб на это госучреждение не поступало.
Уголовный кодекс РК
Статья 139. Злоупотребление правами опекуна или попечителя
Использование опеки или попечительства в корыстных или иных низменных целях во вред опекаемому (подопечному) или умышленное оставление опекаемого (подопечного) без надзора или необходимой помощи, повлекшее существенное ущемление прав и законных интересов опекаемого (подопечного), – наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
– Но мы решили посмотреть, как на самом деле живут дети-сироты, – рассказывает прокурор района Асхат Ибраев. – По ныне действующему законодательству таких ребят не торопятся отправлять в казенные учреждения. Если у них есть близкие родственники, им предлагают взять опеку над оставшимися без родителей детьми. Если люди соглашаются, то они получают на опекаемого определенную сумму денег. Но при этом несут за ребенка полную ответственность. Ежемесячно в отдел образования предоставляют полный отчет.
Сотрудники прокуратуры предполагали, что искать Аиду Суйнбекову надо у ее дяди Тургына Суйнбекова. Ведь на него было оформлено опекунство. Однако в небедном доме жителя села Торгай девочки не было. Оказалось, что она живет на соседней улице, в доме, где когда-то жила с матерью. Впрочем, жилище это домом и назвать трудно, сарай сараем. Была зима, а маленькая худенькая девочка вышла к прокурору района и его помощнику босиком.
В жилище было холодно и голодно. Ни дров, ни угля. Как выяснилось, печь девочка топила старой травой и соломой, с едой помогали соседи. Но как же так?! Во-первых, раз есть опекун, значит, в его доме ребенок и должен жить. Во-вторых, этот самый опекун получает на девочку ежемесячно 56 тысяч тенге. Это и госспецпособие, и пособие по инвалидности (у Аиды – вторая группа). Однако, рассказывает Асхат Ибраев, опекун не просто отселил ребенка фактически в сарай. Из 56 тысяч тенге он отдавал ей на жизнь только 14. Она покупала на них кое-что из еды и одежды. И так – в течение полутора лет, пока дядя был опекуном. За это время он присвоил больше 300 тысяч сиротских тенге. Училась официально девочка на дому, к ней приходили учителя местной школы. Конечно, они видели обстановку, в которой живет девочка, но никто, по словам прокурора района, тревогу не забил. Молчал и отдел образования, который был просто обязан контролировать опекуна.
В таких условиях приходилось жить Аиде.
Прокуратура после такой проверки отреагировала жестко: против Тургына Суйнбекова было возбуждено уголовное дело по ст. 139 Уголовного кодекса «Злоупотребление правами опекуна и попечителя». Суд состоялся в феврале. На заседаниях Аида со слезами рассказывала о своем житье. Ее дядю лишили статуса попечителя, от реального наказания (максимально законодатель предусмотрел до двух лет лишения свободы) спасла амнистия. Правда, на суде он каялся и вернул племяннице все полагавшиеся ей деньги. Сейчас приговор уже вступил в законную силу.
Как же сложилась судьба 16-летней Аиды? У девочки есть старший брат. Когда два года назад решался вопрос об опекуне, ему едва исполнилось восемнадцать. У него не было ни специальности, ни работы. Поэтому, чтобы заработать на жизнь, он даже уезжал из Торгая. Теперь вернулся и стал попечителем младшей сестры. Но не это самая главная перемена в жизни Аиды. Прокурор района обратился в жилищную комиссию при акимате Жангельдинского района. И там нашли возможность выделить брату и сестре арендную квартиру. Жилье не слишком большое, зато благоустроенное.
И еще одна редкая в таких случаях деталь. Обычно суд выносит частные постановления в адрес участников уголовного процесса, когда те допускают какие-то нарушения – так сказать, в профилактических целях. На этот раз в частном постановлении, которое направлено прокурору области, лишь благодарность прокуратуре района за неформальное исполнение своих обязанностей.