С начала года на 7 процентов в РК подорожал проезд по железной дороге, причем на все виды сообщений и невзирая на типы вагонов. Рост цен объясняют удорожанием топлива, энергии, воды, ремонта, услуг и т. д. При этом про удобства пассажиров, то есть нас с вами, речь не идет. Главное, как говорится в сообщениях на эту тему, снижение убыточности компаний.
Мне кажется, я узнал этот вагон. Лет пятьдесят тому назад мать посадила меня в него в Москве, попросила попутчиков приглядеть, и осталась в столице. Я же поехал в новеньком ГДРовском вагоне домой, в Костанай. Помню, читал в «Пионерской правде» про эти замечательные вагоны, которые для СССР изготовили в Германской Демократической Республике. Да таких вагонов даже в Польше не было! Не говоря уже о Румынии. Вон ту розетку помню, одну на весь вагон, у которой некто с гордостью брился новехонькой электробритвой «Харьков» (они только что появились тогда в продаже).
И вот снова тот же самый вагон, или, по крайней мере, его младший брат. Но тоже оттуда, из ГДР незапамятных годов. Та же розетка в углу, одна на весь вагон, и та же моргающая лампочка в купе. Правда, пыль погуще и проводники попроще. Когда я с детьми, отправляясь недавно все в ту же Москву, вселился в купе, один из них сподобился выгрести со столика и из-под него пустые бутылки. На этом забота о пассажирах и закончилась. Да и что с проводника взять, какой такой сервис? Постель сырая? Так постирали же, не успела высохнуть. Возьмите другую, но она еще мокрее. Правда, злые языки говорят, что никто их не стирает, просто сбрызгивают водой, чтобы создать видимость.
Вы знаете, я его, проводника, понимаю. Солидный человек, можно сказать, лихой джигит, а тут – мусор мести. Не мужское это дело! Что же удивляться, что его веник поднял столько пыли, что соседи по вагону, капризные россияне, запросили пощады: «Брось ты, доедем как-нибудь. Не бояре небось».
И мы доехали, не переломились, и даже хворобы не тронули нас, хотя и могли. И с обратной поездкой домой не было проблем. Уже в Москве, на Казанском вокзале, свой поезд опознали издалека и сразу. Не буду говорить обидные слова про внешний вид, каждый и сам может посмотреть, как выглядят наши поезда. Зато внутри было почище и не два джигита, а один и проводница при нем. Которая и наводила чистоту в меру своих женских сил.
Я к чему клоню свой душевный рассказ про наш ненавязчивый желдорсервис? Да к тому, что двумя руками голосую за подорожание его услуг. Уже упомянутые тут злые языки рассказывают, что доводилось им ездить в фирменных поездах наших партнеров по Таможенному союзу. И там, говорят, уже не проводники, а стюарды, и до того вежливые, что аж неприятно. Ну сами подумайте, пойдете вы со стюардом в разведку? А с проводником? Вот то-то же, и я бы со стюардом не пошел. Ну, а прочие штучки, вроде Интернета, телевизора и даже душа – так это не про нас. Это все продукты глобализации, мы же привыкли к штучным изделиям. А тут вообще антиквариат, или по крайней мере, ретро. Вот за это самое ретро в виде вагонов, сделанных пятьдесят лет назад, можно и подороже брать. А за экстрим в виде сервиса от наших проводников можно еще процента три накинуть, для ровного счета. Тоже в своем роде замечательные люди, которые не просто катаются туда– сюда, а еще и крепят торговые связи внутри Таможенного союза.