Отсутствие гражданской позиции не дает возможности определить, кто был виноват в гибели человека на дороге.
Это – цитата из объявления. Оно расклеено по всему южному району Костаная. Его транслировали на местном телевидении, объявление есть и на сайте «КН». За день до Нового года в областном центре под колесами большого грузовика в час-пик погибла женщина, и... нет свидетелей. Они, конечно, есть. Но под предлогом – «не хотим связываться с полицией» – люди не желают давать показания, чтобы прояснить картину ДТП.
АВАРИЯ
30 декабря 2013 года. Улица Маяковского в районе микрорайона «Наурыз». Под колесами огромного тягача «Вольво» погибла 52-летняя Ирина Гринвальдт. Она направлялась на работу: вышла из автобуса № 24, переходила дорогу... Водитель, по словам Александра – сына Ирины Михайловны, настаивает на том, что женщину он не видел и вообще она попала под задние колеса авто.
– Как это возможно даже чисто физически?! – не понимает Александр. – К тому же мама переходила дорогу с левой от водителя стороны, и он должен был ее видеть.
Тело женщины, когда приехали полицейские, было на расстоянии более 10 метров от пешеходного перехода. Грузовик уже стоял в стороне. Александр рассказывает, что за тем самым грузовиком на некотором удалении ехал легковой автомобиль. Его водитель остановился и перегородил часть улицы, чтобы другие авто объезжали место аварии. Он же вызвал скорую помощь и полицию. Позже выяснится, что сознательный гражданин – сотрудник полиции, правда, из Астаны. Как нам пояснили в ДВД Костанайской области, столичный полицейский по телефону сказал, что показания, конечно, даст. И пока он единственный реальный свидетель, но видел ли он сам момент ДТП? Во всяком случае, установлено, что врачей и полицейских вызвал очевидец, а не водитель грузовика. И для него это жирный минус.
ПОИСК
Вообще, как рассказывает Александр, водитель грузовика с ним не общался, не принес соболезнований:
– Мне это и не надо. И денег тоже. Просто я хочу, чтобы он признал свою вину, и пусть суд назначит ему такое наказание, которое сочтет нужным.
Но до суда дело должно еще дойти. Сейчас оно возбуждено по 2 части 296 статьи УК – нарушение Правил дорожного движение, повлекшее по неосторожности смерть человека. Водитель грузовика под подпиской о невыезде, но обвинение ему не предъявлено – не ясно, что же произошло на дороге.
«Отзовитесь, пожалуйста!!! Будьте людьми. Погибла наша мама. Мы ищем свидетелей...» Это цитата из объявления, которое больше похоже на крик о помощи. Объявления Александр расклеивал по всему южному району Костаная, а также в автобусах, которые ходят по маршрутам № 24 и №10. И результат они дали. Правда, не тот. Александр говорит, что ему позвонило человек десять, каждый рассказывал, что видел ДТП. Но все очевидцы наотрез отказываются прийти в полицию и дать показания.
– Я не знаю, о чем они думают, – говорит Александр. – В первые дни после случившегося я был уверен, что люди придут и дадут свидетельские показания. Но прошел почти месяц... Одна надежда на того студента...
Речь – о парне, который утром 30 декабря рассказывал в сельхозинституте сокурсникам о том, что видел ДТП и даже подошел к женщине, чтобы оказать помощь, но было уже поздно. Александр рассказывает, что студент сейчас дома – в деревне, и он – последняя надежда найти очевидца трагедии.
ПОЛИЦИЯ
Как нам сообщили в ДВД Костанайской области, искать очевидцев ДТП – это в первую очередь задача самих полицейских.
– Понятно, что для многих людей само появление в здании полиции уже стресс, – говорит старший дознаватель отдела расследований управления дознания ДВД Костанайской области Сергей Денисов. – Но прийти и дать показания – это гражданский долг каждого! Правда, мало кто добровольно желает оказать помощь следствию. Поэтому обычно нам самим приходится искать свидетелей: обращаемся в СМИ, даем задания оперативным сотрудникам.
И если гражданина нашли оперативным путем, он уже не может по закону отказаться от дачи показаний. Это преследуется по Уголовному кодексу. Правда, сия статья, как говорят юристы, нерабочая – случаев, чтобы по ней кого-то привлекали к ответственности, опытные стражи порядка припомнить не могут. Таким образом, все на совести граждан! Особенно в этом случае, когда обстоятельства сложились так, что доказать или опровергнуть вину водителя могут помочь только свидетели. И вот почему.
Дело в том, что у грузовика крепкий металл и на нем нет ни одного повреждения. А потому, говорят полицейские, осмотр авто не дает возможности определить, какой частью машины была сбита женщина. Кроме того, на улице гололед, проследить тормозной путь трудно – это к вопросу о том, сбил ли автомобиль женщину на пешеходном переходе. Плюс к тому в кабине не было видеорегистратора, а камеры полицейского Центра оперативного управления находятся на некотором отдалении от места ДТП. Так что шанс узнать истинную картину остается только у специалистов, которые проводят автотехническую и судебно-медицинскую экспертизы. Результаты будут позже. Но их может оказаться недостаточно, чтобы без показаний свидетелей хотя бы предъявить обвинение водителю грузовика, не говоря уже о том, чтобы довести дело до суда. Свидетельские показания – ключевые! Но никто из очевидцев «не хочет связываться»... А тем временем статистика фиксирует рост ДТП в регионе: если в 2012 году погибло 96 человек, то в 2013-м уже 112. Это я к тому, что завтра из очевидца ДТП можно стать его участником!
Комментарии
«Решить все могут сантиметры…»
Юрий Панасенко, старший инспектор по особым поручениям управления административной полиции ДВД Костанайской области:
– Да, растет число автотранспорта. Да, не везде дорожное покрытие в хорошем состоянии. Но число ДТП по этой причине невелико. На первом месте, как всегда, человеческий фактор! Уровень уважения друг к другу всех участников дорожного движения – и водителей, и пешеходов – в лучшую сторону не меняется . Особенно когда речь идет о молодежи. И если уже говорить о последствиях ДТП, тут важна гражданская позиция свидетелей. От них часто зависит, будет ли установлена истинная картина аварии, а значит, и чья-то судьба. Ведь когда речь идет о сбитом пешеходе, крайне важно установить место соприкосновения человека, который переходил улицу, и автомобиля, который по ней ехал. Буквально сантиметры могут решить всё! Когда нет очевидцев, установить картину крайне сложно. Особенно зимой. А автотехническая экспертиза может дать только примерное место столкновения. При этом крайне важно, чтобы свидетелей было как можно больше: один стоял в одном месте и видел момент аварии под одним углом, другой – в другом месте, и так далее. Анализ всех показаний очевидцев как раз позволяет собрать как мозаику общую картину.
Наталья Беспалько, психолог:
– Сознательность у граждан низкая. Это понятно: люди думают только о себе, в обществе формируется индивидуалистический подход. Совесть? В психологии нет такого понятия. В него каждый вкладывает свой смысл. Для одних это внутренний ценз, для других – внешний: а что обо мне скажут или подумают? Конечно, период индивидуализма рано или поздно закончится, маятник со временем качнется в другую сторону – мы станем более, так сказать, коллективными. Но если бы лично я оказалась свидетелем аварии, то непременно дала бы показания. Потому что у меня сформирована личная ответственность. Это когда у тебя спрашивают – кто? А ты отвечаешь – я. Понятно, что мало кто любит нести за что-либо ответственность. Но жизнь так устроена, что рано или поздно она нам о ней напомнит. Например, человек сам может оказаться в ситуации, когда его судьба будет зависеть от показаний другого гражданина. Чтобы формировать в гражданах понятие личной ответственности, нужно чаще рассказывать об этом в СМИ.