В этом году исполняется 55 лет, как в Костанае открыли мастерские, под крышей которых именитые ныне художники впервые взяли в руки кисть.
Николай Торшин: «Воспоминания о том времени самые светлые. В мастерских была творческая и одновременно дружеская обстановка».
На нашей культмассовой странице мы открываем постоянную рубрику, в которую будем приглашать художников, прошедших суровую школу этих самых мастерских. Ведь именно они для большинства наших мастеров-живописцев и скульпторов стали олицетворением большого храма профессионального изобразительного искусства Костанайской области.
Открылись производственные мастерские художественного фонда Казахской ССР в Костанае в 1959-м. Это событие стало точкой отсчета становления профессионального творчества художников в нашем регионе. Первым, кто активно включился в организацию мастерских, кто составил ее основу, были выпускники Алма-Атинского художественного училища им. Гоголя. Это семьи Солдатовых и Большаниных, В.Макаров, В.Клейн, Н.Филиппов. А также выпускники Ленинградского училища им. Мухиной, семья скульпторов Белоусовых, и местные костанайские художники – А.Никифоров, А.Дорожко, А.Нечаев и другие.
Долгие годы мастерские были центром художественной жизни Костанайской области, который постоянно пополнялся новыми творческими силами. Именно тогда были заложены первые кирпичики для основы создания Костанайской организации Союза художников РК, в которую сегодня входят 16 членов этого Союза.
Основу организации сегодня составляют мастера, перенявшие эстафету ещё в 1970 годы. Среди них и Николай Торшин, который вспоминает то время с особым трепетом:
– В 1966 году, окончив факультет живописи Алма-Атинского художественного училища им. Гоголя, я приехал работать в костанайские мастерские. Уже был вроде не мальчишкой, армия за плечами, 29 лет. Воспоминания о том времени самые светлые. Меня приняли очень хорошо. В мастерских была отличная творческая и одновременно дружеская обстановка, все друг друга поддерживали. Когда приехал сюда, и основатели мастерских посмотрели мои работы, сказали очень корректно: мол, надо бы и дальше продолжать учиться, идти в вуз, а здесь есть возможность зарабатывать. Но самое главное, что я в тот момент получил в мастерских, – практические навыки. Это действительно кузница кадров.
Я лично писал тружеников. Приносили фотографии, и по ним выстраивал целые композиции. Таких же молодых, как я, тогда было немало. По направлению приезжали – из Харькова, Ленинграда, Москвы. Все знали о костанайских мастерских как отличной базе для старта. И производственных заданий хватало – расписать огромные стены предприятия, строек в то время было много. И частные заказы, на которых зарабатывали молодые художники. В советское время это не так просто было сделать. А Костанай давал такую возможность. И местным, и приезжим мастерам. Заказов хватало и на именитых, и для молодых.
Кстати, такими мастерскими могла похвастать далеко не каждая область. И не только в Казахстане, но и в любой другой республике Союза. У нас такие были в Караганде и Целинограде. Но большинство художников для производственной практики выбирали именно Костанай. Во всём Союзе знали, что у нас подобралась очень хорошая команда художников, работающих в самых разных направлениях.
При этом мы успевали и соответствовать заказу – серп и молот, колосья, волевые подбородки… И в то же время заниматься творчеством для души. Нет-нет, да и появятся васильки да ромашки на героических панно. Одно дело, когда учишься, пишешь с натуры – портрет, пейзаж или композиции. То есть работаешь свободно, наотмашь. А другое – если эта композиция придумана на словах, и ты обязан все детали додумать сам. Точнее, придумать. Попал? Значит, худсовет тебе дает следующую работу, а она ещё сложнее. Сделать композиционно, со вкусом, так, чтобы понравилось и худсовету, и заказчику, было просто невозможно. Но мы делали это! В тех самых мастерских.
Мы в то время могли сдавать проект оформления какого-нибудь производства, фасады ДК по нескольку раз. Нервы, силы, время – в неимоверном количестве тратили всего. А сейчас… Обидно, но в одночасье трудоемкую работу, творческую, запросто «одевают» в холодный пластик. А то и вовсе сдирают со стен. Мол, несовременно. Ведь это наша история, наша культура. В том же Затобольске Дом культуры мы когда-то оформили в космическом стиле, яркие образы. А сейчас там всё зашили пластиком… Не оценили. Годы ушли, уличные панно стали несовременными. Жаль. Ведь можно все эти серые коробки зданий оживить. Когда люди это поймут? Надеюсь, придет время.