Нет, это не терзания литературного героя, а реальная борьба за жизнь, на одной стороне которой врачи, а на другой – упрямый пациент из религиозной организации «Свидетели Иеговы».
В отказную
77-летний Рейнгольд Петри лежит в общей палате. От него не отходит его супруга. Она зорко стреляет глазами и угрожает подать в суд, если фотография ее мужа появится в газете. Больной слабым голосом матом кроет нашего фотокора. А ведь еще две недели назад, 15 января, когда Рейнгольда Рейнгольдовича доставили в Мендыкаринскую центральную районную больницу, его состояние было критическим.
– При поступлении у пациента было обострение язвы желудка, желудочно-кишечное кровотечение, постгеморрагическая анемия, – объясняет главный врач больницы Марина Гизбрехт. – Уровень гемоглобина упал до 51. Есть определенные показания к каждому виду оперативного лечения. Анемия тяжелой степени требовала переливания эритроцитарной массы или плазмозамещающих растворов. Однако по религиозным соображениям от переливания больной отказался. Сегодня его состояние по-прежнему стабильно тяжелое.
Врачи уверены: положительный результат дало бы переливание крови.
Чем закончится лечение без переливания крови для Петри? Врачи разводят руками. Его жизнь и здоровье зависят от многих факторов – возраста, самочувствия, сопутствующих заболеваний... Правда, строптивого пациента уже перевели из палаты интенсивной терапии в общую. И даже уровень гемоглобина чуть повысился – до 60. Хотя до нормы – для мужчин это 140-150 – еще далеко. Лечащий врач говорит, что внутреннее кровотечение продолжается. Главная задача – кровотечение остановить и дообследовать больного.
«На все воля Божья...»
Докторам приходится искать другие пути лечения. Советовались они и со специалистами областной больницы. Все едины в одном: положительный результат дало бы переливание крови.
– Каждое утро смотрим пациента и делаем коррекцию лечения, – говорит заведующий хирургическим отделением Мичеслав Ганушевич, – а дальше выбор за больным. Конечно, беседуем с женой, объясняли и объясняем все возможные последствия, включая летальный исход. Но дама стоит на своем: «На все воля Божья»...
По закону пациент несет ответственность за свое здоровье и сам вправе решать, какую процедуру разрешить делать врачам, а какую нет. Мы хотели найти других родственников Рейнгольда Петри, которые не подпали под влияние иеговистов и мнение которых могло бы повлиять на больного человека. Выяснили, что его дочь живет в п. Долбушка. Однако с нами разговаривать она отказалась.
По словам психолога Натальи Беспалько, многие религии по своей сути – мартидо. Есть понятие либидо – воля к жизни, а мартидо – воля к смерти. Религиозные организации индуцируют мысль, считает психолог, что мы здесь, на земле, зарабатываем рай. Человек хочет быть счастливым, а если ему говорят, что счастье возможно после смерти, то он подсознательно и будет стремиться к смерти. Может, отказ от процедуры, которая поставит человека на ноги, и есть закамуфлированный суицид?
Шанс на спасение
«Свидетели Иеговы» – достаточно закрытая организация. И не только в нашем регионе. Комментарий от них не получить, мнения не услышать. Говорят, что в п. Боровском «свидетелей» – пруд пруди. Однако начальник отдела внутренней политики Жанузак Айсагалиев не знает, сколько последователей иеговистов бродит по поселку. Не сложились отношения у него с местными «свидетелями». Как-то пришел к ним, а перед ним двери закрыли. Но разве организации, прошедшей религиоведческую экспертизу, есть что скрывать?
Кстати, отказ от переливания крови не первый случай в Костанайской области. И пока в стране работают «свидетели» – подобное повторится не раз. Но одно дело, когда это позиция взрослого человека, а если решение принимается за ребенка? Между прочим, в Европе несколько детских смертей повлекли волну общественного протеста, а когда под давлением общества «Свидетели Иеговы» разрешили в случае необходимости делать переливание крови, то получили судебные иски от тех родителей, кто уже потерял своих малышей именно из-за этого религиозного принципа. Весьма бесчеловечного.
По поводу этой организации неизбежно возникает вопрос: каким образом она проходит религиоведческую экспертизу? При столь антигуманных принципах, при отказе ее членов служить в армии, отмечать праздники, в том числе и государственные. Это же, по сути, пятая колонна. Некоторые говорят, что у «свидетелей» в каждой стране есть мощное лобби. Не захочешь – поверишь таким слухам.
...В России три года назад врачам разрешили проводить гемотрансфузию (переливание крови) без судебного разрешения, даже при отказе законных представителей пациента, если требуется спасти ему жизнь. У нас этот вопрос в парламенте пока даже не поднимался.