Не раз полицейские ГОВОРИЛИ, а «КН» ПИСАЛИ, что нельзя так небрежно относиться к пенсионным деньгам в сельской местности – будут воровать. Как на то реагировал Костанайский филиал АО «Казпочта»? Судя по недавней краже почти 10 миллионов тенге из Кушмурунского отделения почты – никак.
Владислав КОНСТАНТИНОВ: «Проблема не в технической укрепленности зданий, а в халатности работников».
После того как прежний начальник областного филиала и его подчиненный едва не лишились свободы за хищение денег (на них должны были купить дрова для сельских отделений), у почтальонов новый-старый руководитель. Это Владислав КОНСТАНТИНОВ, ушедший с этого поста в 2011 году. Через четыре дня после назначения мы задали ему ряд вопросов.
– Владислав Михайлович, какая, на ваш взгляд, главная проблема Казпочты в нашей области?
– За четыре дня работы на этой должности трудно ответить. Большие проблемы есть с доставкой корреспонденции. По пенсиям проблем нет...
– А я думал, что Кушмурун «выстрелил» – есть проблема...
– Да, но здесь вопрос не в доставке пенсионных денег и своевременности их выплаты, а в слабой технической укрепленности зданий поселковых отделений связи.
– Укрепленность стала слабой не вчера. Или, может, когда в 2011-м вы уходили с этого поста, в сельских отделениях везде сигнализация работала, решетки на окнах стояли и сейфы были, чтобы деньги пенсионные не воровали?
– Некорректно сравнивать свой период руководства с другими периодами. А в Кушмуруне дело даже не в технической укрепленности. Там как раз типовое здание банка, которое было приобретено более 10 лет назад. Хранилище такое, что если разрушить здание, оно будет целым. Проблема – в халатности работников.
– А воры ничего и не рушили, решетку просто сдернули да болгаркой замок спилили на дверях комнаты, где деньги лежали, там даже сейфа не было. Полиция считает, что воры за 20 минут управились. А каковы итоги проверки вашей службы безопасности?
– По итогам расследования нашей службы готовится приказ о наказании виновных лиц.
– И сколько этих лиц?
– Это начальник Аулиекольского районного узла почты. Насколько я понял, он не убедился, что оставшаяся сумма из Кушмуруна доставлена в райцентр. И начальник Кушмурунского отделения связи. Было установлено, что она во второй половине рабочего дня (накануне той ночи, когда случилась кража. – Прим. авт.) прекратила выплату пенсий, сказав, что денег нет.
– А деньги были, и воры 10 миллионов в ту же ночь унесли...
– Да, были. Поэтому в тот день она могла по максимуму выдать пенсионерам деньги.
– Какой же приказ о наказании вынесен в отношении начальника Кушмурунской почты?
– Приказ пока готовится.
– Кто вернет украденные почти 10 миллионов тенге?
– Окончание следствия покажет.
– Даже если эти деньги будут взыскивать с начальницы кушмурунской почты, понятно, что сумма слишком внушительная (в переводе на доллары – почти 70 тысяч), чтобы человек отдал их разом. Выходит, это убытки Казпочты, государственного предприятия?
– Да, АО «Казпочта» понесло убытки из-за хищения, когда выплатила пенсию.
– В Кушмуруне 10 тысяч населения, не в каждом райцентре столько. Если в таком крупном поселке на почте нет сейфа, сторожа и сигнализация не работает, то как сохраняются пенсионные деньги в остальных сельских отделениях, коих у вас более двухсот?
– Естественно, картина примерно та же.
– Вам бюджета не хватает наладить сохранность пенсионных денег?
– В свое время у почты были типовые здания, в них хранились деньги, но не было таких требований, как к банкам. После того как почте дали лицензию на проведение банковских операций, стали приводить в порядок хранилища, которые бы соответствовали требованиям Национального банка. И это было сделано. Но проблема в том, что в сельской местности Казпочта владеет не всеми зданиями, где она располагается...
– Квартируете в акиматах, зданиях других госучреждений...
– Да, сейчас ведется мониторинг состояния сельских отделений связи. Я попросил предоставить мне информацию о том, сколько отделений арендуют помещения. Тут и с хозяина не спросить – он, как говорится, пустил погреться, и вложить деньги в обустройство нельзя – это не наше здание. Выход, впрочем, есть: в поселке можно купить жилой дом и обустраивать его под отделение связи.
– В поселках люди знают, когда пенсионные миллионы завозят на почту. Кто даст гарантию, что завтра не будет новой кражи? Может, вопрос еще и в том, что, кроме Казпочты, в поселках пенсию никто не выдает? А раз нет альтернативы, почта и расслабилась: мол, куда вы без нас?
– Это палка о двух концах. Если было бы выгодно – выдачей пенсий в селах занимались бы банки второго уровня. Конкуренция, конечно, подстегивает. Но задача не в том, чтобы дождаться конкурента и тогда уже приступать к работе. Надо работать сейчас!