Один из крупных руководителей строительства в городе ХХII зимней Олимпиады, вошедший в число ста лучших людей России, – наш земляк.
Заместитель руководителя-главный инженер дирекции по строительству олимпийских объектов Сочинского филиала Росморпорта. Так звучит должность Александра Дюндик-Лихачёва, который родился в Семиозерном районе нашей области, в Костанае закончил школу. По скайпу нам удалось связаться с ним в олимпийском Сочи в канун открытия Игр.
«Напряженности нет»
- Александр Васильевич, быть в числе руководителей строительства олимпийского Сочи — почетное право...
- Почетное и очень трудное: в России до этого не было проектов такого масштаба! Порядка 300-400 тысяч человек работали одновременно. Им ведь надо где-то жить, питаться... Координировать, контролировать такую стройку, при этом еще и в рамках жесткого временного графика — очень сложная задача. Иностранцы удивляются, как нам всё удалось! Ведь прошло всего пять с половиной лет с того дня, когда 4 июля 2007 года Международный Олимпийский комитет объявил Сочи городом зимней Олимпиады-2014.
- Как теперь выглядят улицы Сочи?
- Праздничная атмосфера стала заметна еще за неделю до даты открытия Игр. На улицах много молодых людей, которые одеты в костюмы с олимпийской символикой. Постоянно играет музыка, центр города хорошо оформлен, здания отремонтированы. А еще на дорогах теперь специальная разметка, она выделяет олимпийские участки, по которым имеют право ездить только автобусы для болельщиков и персонала Игр. Идет большой приток гостей, поэтому аэропорт работает на полную загрузку, железная дорога тоже. Сама же олимпийская зона в Сочи разделена на два участка: первый — внизу возле моря, второй — в горах.
- Что с безопасностью на Олимпиаде? Ощущается ли некая напряженность?
- Напряженности нет. Полицейских много, но работают они корректно. Кроме того, очень много технических средств. Например, на вокзале есть специальные стеклянные ангары, где выставлены ворота-металлоискатели: приходится, как в аэропорту, вынимать содержимое карманов. Но все это людьми воспринимается с пониманием.
- В порту уже стоят суда, которые будут служить гостиницей для части болельщиков, в том числе и казахстанских?
- Пока нет (интервью записано на минувшей неделе, к моменту публикации лайнеры уже будут в порту. - Прим.авт.). К Олимпиаде в Сочи построено два порта. Один в Имеретинской бухте, он начал работать полтора года назад. У этого порта два назначения. Первое — он принимал грузы для строительства олимпийских объектов, которые иначе, как морским путем, не было возможности доставить. Лес, металл, цемент... Но это уже позади. А во время Олимпиады там будут стоять четыре больших морских лайнера, которые будут выполнять роль гостиниц. А после нее порт будет служить для яхт. Казахстанцы могут попасть и во второй порт - на базе старого сочинского, который, кстати, был показан в фильме «Бриллиантовая рука». Теперь он стал внутренним — для яхт. В порту есть специальное ограждение-мол, которое отделяет гавань для круизных лайнеров. Это большие суда — триста метров в длину, каждый рассчитан на 3,5 тысячи пассажиров. Круизная гавань построена с расчетом на одновременный прием 3 таких круизных судов и одно судно-паром на 1 тысячу человек. Для Сочи и России в целом это большой шаг вперед. Потому что прежде в наши порты такие лайнеры вообще не могли зайти, они просто не проходили, например, по глубинам.
- Вы и есть главный инженер строительства двух портов?
- В Имеретинском у генподрядчика — компании «Базовый элемент» - я работал заместителем генерального директора по производству, а в Сочинском порту действовал со стороны заказчика — Росморпорта. Это та государственная структура, которая в России отвечает за строительство всех морских портов.
«Сочи — точка роста»
- Какое сравнение будет ближе: Сочи — для России это как БАМ для Союза или как Астана для Казахстана?
- Думаю, как Астана. Советский БАМ - это прямолинейное строительство: железная дорога, мосты, тоннели и инфраструктура. А в Сочи сошлись все виды работ: строительство дорог, аэропорта, морских портов, электростанции, и, конечно, самих спортивных объектов, — перечислять можно долго.
- Скептики считают, что Олимпиада для государства — одни убытки, проект, который никогда не окупится...
- Окупаемость – вещь относительная. Но в любой экономике должны быть точки роста. В Казахстане построили Астану — для страны это, несомненно, стало точкой роста. В Сочи был курорт советского типа, где много ведомственных санаториев, в которые простой смертный не попадет. В городе был примитивный сервис и инфраструктура, не выдерживающая наплыва людей. Строительство олимпийских объектов решило сразу три задачи. Во-первых, Сочи сейчас (взять ту же Красную поляну) — это уже европейский курорт. Если убрать русские названия, можно подумать, что это Альпы. Во-вторых, создана база для российских спортсменов, теперь есть инфраструктура для всех зимних видов спорта. В-третьих, — это имидж России, Сочи уже знают во всем мире. Все эти соображения после Олимпиады будут работать - сюда будут приезжать туристы, следовательно, будут развиваться торговля, сервис и так далее. А это рабочие места, налоги...
«За казахстанскую команду»
- На какие соревнования вы купили билеты?
- Работы много, некогда. Вот пройдет торжественная церемония открытия Олимпиады, тогда и билеты куплю. Для их продажи открыли всего два пункта - на вокзале в Сочи и в Адлере. Люди стоят в очереди примерно по два часа. Средняя цена билетов — от 500 до 3 тысяч рублей. Билет на открытие Олимпиады, говорят, стоит 30 тысяч рублей.
- Болея за россиян, будете следить за выступлениями казахстанцев?
- Вы удивитесь, но я буду болеть именно за казахстанскую команду! Корни дают о себе знать. Я хочу, чтобы побеждали казахстанские спортсмены, чтобы страна проявила себя на международной спортивной арене. Ведь это, в том числе, и показатель экономического развития государства. Приятно, что в этот раз сразу трое костанайских спортсменов — олимпийцы...
- Часто бываете в Костанае, может, кто-то из старых друзей просил купить билеты на Игры?
- Последний раз в Костанае я был летом минувшего года. К сожалению, школьные друзья растеряны, удалось встретиться только с одной одноклассницей. В тот период, когда я окончил школу, в Костанае существовали только филиал Целиноградского сельскохозяйственного института и педагогический вуз. А у меня и многих моих сверстников были, например, технические наклонности. И в плане высшего образования Костанай тогда не мог ответить чаяниям молодежи. Поэтому многие ребята уехали поступать в большие города, там и оставались - попадали по распределению не в родную республику. Здорово, что сейчас в Костанае много вузов и молодые люди могут получить дома хорошее образование.
- Критики качества образования в наших вузах с вами, скорее всего, не согласятся...
- О качестве говорить, конечно, не берусь. Понимаете, в наше время в Костанае было две перспективы после получения диплома о высшем образовании — в сельскую местность или учителем в школу. Теперь перспектив несравнимо больше. А вообще Костанай здорово развивается.
- За событиями в Казахстане следите?
- Как правило, идет информация по двум направлениям: положительная о встречах на высоком уровне и отрицательная, когда случаются заметные ЧП. Впрочем, с Россией не сравнить — у нас все СМИ больше выдают негативной информации. Хотя на самом деле идет много положительных процессов. Уверен, что Олимпиада должна сыграть позитивную роль на информационном поле, от которого во многом зависит социальный настрой граждан.
- Спасибо, будем болеть и за это.