С 1 января этого года большинство коммунальщиков – тепловики, энергетики, газовики – в очередной раз повысили тарифы на свои услуги. Какой должна быть тарифная политика и насколько цены за коммунальные услуги соразмерны с доходами граждан (по официальной статистике)?
– С учетом того, что тарифы уже начали расти, трудно представить, что в ближайшее время начнется реформа жилищно-коммунальной сферы, – так считает бывший юрист одного из ПКСК Костаная Владимир Супрун. – А реформа необходима. Мы идем по пути наименьшего сопротивления: покрываем все недостатки за счет роста тарифов. А лучше бы сделать это, привлекая частный бизнес. Например, в Костанае есть предприниматели, которые готовы взяться за установку и обслуживание урн, вывоз мусора и т.п. Пусть городские власти только дадут им подряды. Правда, здесь есть некоторые вопросы. Например, частный бизнес не придет в ЖКХ, если тарифы занижены. С другой стороны, повышая тарифы, мы консервируем сложившуюся ситуацию. Зачем что-то делать, если издержки можно покрыть за счет повышения тарифов?! Как минимум, проводить реформу и повышать тарифы надо параллельно. Для бизнеса на самом деле важно, чтобы была предсказуемая тарифная политика. Если будет работать система ценообразования, тогда бизнес поймет, какие инвестиции он может сделать.
Чтобы политика была предсказуемой, тарифы всех коммунальщиков должны быть полностью прозрачными. Нужна конкурентная среда. Не нравится вам, например, обслуживание ГКП «Тазалык» – вот вам другая фирма, которая вывозит мусор чаще и чище. Начиная с малого, со временем конкурентная среда будет формироваться и в других сферах – например, будет выполнять функции того же ГКП «ЖЭС».
– Но для этого необходимо, чтобы эффективно действовал ряд институтов, а также был принят ряд законов, – считает Владимир Супрун. – Необходимо значительно усилить функции антимонопольного ведомства, дав ему возможность применять более жесткие санкции за злоупотребление монополистами своим доминирующим положением. Если бы такой дамоклов меч висел над локальным монополистом, он бы десять раз подумал, стоит ли проводить агрессивную ценовую политику. Если сравнить наше законодательство о конкуренции с законами западных стран, мы увидим, что функции нашего антимонопольного ведомства значительно слабее. На Западе это практически силовое ведомство.