Они не обижаются, что где-то не помнят, где-то не знают и не чтят память об их войне. Через большие сложности проходили. Тем более что сегодня важная дата – 25-летие с момента вывода советских войск из Афганистана. День, подаривший уцелевшим надежду на жизнь.
Салов и его музей
– Это наш земляк, Александр Торубаров, погиб в Афгане. Мы несколько раз в год ходим возлагать цветы на его могилу. Вместе со студентами и другими воинами-интернационалистами, – Виктор Салов показывает фотографию молодого человека с правильными чертами лица.
Торубарова в Житикаре помнят его сослуживцы, они же хранят память о нем для потомков. Помогает им в этом музей боевой славы в Житикаринском политехническом колледже. Заведует музеем Виктор Салов.
Фотографии афганцев развешаны на стене, чтобы люди знали героев-земляков в лицо. Тут же и форма, и образцы патронов, и множество значков самого разного типа. Все по крупицам собрано с разных концов Житикаринского района, с любовью систематизировано и аккуратно выставлено в музее для всех, кто хочет хоть на секунду прикоснуться к истории.
– Вы не поверите, но найти фото ветерана Гражданской войны гораздо легче, чем афганца! – говорит Салов. – Кто-то уехал, и родственников нет, чтобы фото у них взять, кто-то скромничает.
Виктор Петрович говорит не с досадой, с афганцами он дружит. Их районное объединение как раз и шефствует над музеем.
Сегодня в него пришли трое. Серик Мутлапов и Казбек Мыктыбаев – воины-срочники. Николай Хохлов – ветеран МВД, получивший в Афганистане тяжелое ранение. У всех военная выправка, прямой взгляд и множество воспоминаний о событиях 25-летней давности.
«Тяжело было»
Этой фразой можно было определить достаточно многое. Тяжело было Казбеку Мыктыбаеву, когда их высадили в феврале в пустыне. Они только разбивали лагерь, а на них сразу же напали. Тяжело было и Николаю Николаевичу, когда смотрел, как падают гражданские самолеты.
– Нам ведь как говорили: вы не воевать сюда приехали, а помогать. Поэтому оружие использовать можно только в случае крайней необходимости – если на вас нападут. Каждый вечер проверяли количество патронов. Но воспользоваться ими все-таки пришлось, – рассказывает Казбек.
– Это ведь партизанская война, – добавляет Николай Николаевич. – Главная цель – вывести из строя как можно больше личного состава. И делать это старались разными способами. И арбузы отравленные недалеко от нас продавали. И ручки красивые, диковинные в глаза кидали. Я сам ранение получил, когда недалеко от меня мина разорвалась. От этого никто не был застрахован.
Серик Мутлапов не говорил родителям, что он в Афганистане. Письма писал исправно, но в них было написано, что он проходит службу где-то в Средней Азии. Потом уже, когда Афган остался позади, рассказал сестре, от нее родители и узнали, где служил сын.
На войне было сложно, но в гражданское время тоже было непросто. Воинов-афганцев признали не сразу. А кто-то до сих пор не знает, что такая война была и люди там погибали.
Хохлов рассказывает, что пошел как-то в больницу, а там спрашивают: «А что случилось? Почему протез носишь?» Отвечает: «В Афганистане ранило». А они: «А как ты туда попал?»
Но надо признать, что есть и те, кто знает о подвигах воинов-интернационалистов.
– Однажды возвращался из областной больницы домой. Сижу в Костанае на вокзале на скамейке. Болел до этого долго, весь исхудавший был, уставший, – рассказывает Казбек Мыктыбаев. – Подошли ко мне двое полицейских и давай спрашивать: кто такой, что здесь делаю, куда еду, что в пакете лежит... Ну я и показал свое льготное удостоверение. Они сразу встали по стойке смирно, представились и, пока я не уехал, расспрашивали меня о войне. Да, всякое бывает. Что знать и что помнить – от человека зависит и от его воспитания.
Сейчас отношение к воинам-афганцам понемногу меняется. Появилось больше уважения, интереса. Это важно для того, чтобы нынешняя молодежь не превратилась в тех, кто в будущем будет спрашивать: «Афганистан? А что ты там делал?» – говорит Виктор Николаевич Салов.
«Вырастили таких военных»
В музее житикаринского колледжа прошло уже больше трехсот экскурсий, и это не просто сухие цифры, потому как те самые дети со всей Костанайской области, что приходили в музей на экскурсию, говорили: «Ой, а у меня дома что-то подобное есть. А я такое у дяди в гараже видел». Так и пополнялась коллекция музея. Медленно, но верно.
– Подросткам, когда они приходят, мы всегда даем померить форму. А когда уходят, дарим подарки: мальчикам – пустую гильзу, девочкам – какой-нибудь яркий значок, – говорит Виктор Петрович. – И по ходу рассказываем об истории. Для них это особенные эмоции – слезинки в глазах стоят.
Музеем своим житикаринцы гордятся, как и Виктором Петровичем и 52 воинами-афганцами.
– Знаете, какая главная награда для преподавателя военной дисциплины? Когда после выпуска из колледжа его студент поступает в высшее военное учебное заведение, – говорит Салов. – Так вот среди моих выпускников 37 офицеров! И я думаю, что это немало. Они потом приходят в колледж, благодарят. А мы рады, что вырастили таких военных.
Виктор Петрович улыбается. Как улыбаются и те, кто прошел через все тяготы Афганской войны, а сегодня хотят лишь, чтобы память о ней и погибших солдатах сохранилась в сердцах потомков. Сегодня их праздник. Воинов далекого Афганского фронта.