О том, какие страсти подчас разгораются на рынке страхования и какое активное участие в них порой принимает полиция.
К рупный пожар в Костанае складов с медикаментами потушен еще 4 года назад, но запах гари - до сих пор. По решению руководителя компании «Казкоммерц-Полис» Мейрама Сергазина погорельцам – костанайской фирме «Арыстан-Фарм» выплатили причитавшиеся по страховке деньги. Тут и началась история о том, как полиция упорно пытается привлечь к суду Сергазина за эту выплату. Среди обывателей и без того давно утвердилось мнение, что страховщики либо возместят только малую часть ущерба, либо вообще ни копейки не выплатят. Эта история - еще один камень в огород страховой политики отечественных банков.
Странная посадка
В аэропорту мать плакала: ее сына - гражданина Сергазина, без шнурков и брючного ремня, к трапу самолета вели сразу трое вооруженных оперативников, с ними и женщина-следователь. «Со стороны могло показаться, что этапируют опасного рецидивиста», - скажет нам потом мать Мейрама - Ляйля Сергазина. Немногим ранее ее сына вызвали в Бостандыкский РОВД Алматы. Сергазин явился и получил для ознакомления постановление о задержании. Его жителю Алматы вручила костанайский следователь Татьяна Сидорова, которая специально для этого прибыла в южную столицу. К тому, как дальше развивались события, пожалуй, больше всего подходит ставшая крылатой фраза аспирантки из советского кинофильма «Покровские ворота»: «Я вся такая внезапная... Такая противоречивая вся!».
Сразу после суда. Мейрам Сергазин и его мама: теперь они временно проживают в Костанае.
Сергазина в этот же день самолетом доставляют в Костанай и определяют в изолятор временного содержания. Но там он проводит около суток, потому что все та же следователь ДВД Костанайской области Сидорова выносит поставление об отмене предыдущего постановления (пардон за тавтологию) о задержании Мейрама, и его выпускают на свободу. Но проходит всего 3 (!) часа, как опять эта же следователь Сидорова снова выносит постановление о задержании Сергазина. Чего вдруг одного гражданина за 2 (!) суток следователь то хочет закрыть, то отпустить, то опять закрыть? Ответ на этот вопрос позже был дан в суде, но судью явно не удовлетворил.
И вот после третьего постановления следователя в Костанайском городком суде №2 назначается слушание о санкционировании этого ареста либо отказе в нем. Напомним, уже несколько лет Фемида решает – арестовывать гражданина или нет.
Кто этот житель Алматы и в каком преступлении обвиняется, если вокруг его персоны такая активность и столько противоречивых решений? Тем более любопытно, что этапируют в нашей стране обвиняемых, как правило, железнодорожным транспортом, а тут самолетом, да еще и с солидным конвоем! Любой беглый олигарх позавидует.
Последствия пожара
Эта история началась еще в мае 2010 года. Почти с любой точки Костаная был виден дым пожарища на складах с медикаментами. Уже был период тополиного «снегопада», и эта версия стала приоритетной – склады, скорее всего, загорелись в результате поджога. Умышленного или нет – так и не выяснили, возможно, кто-то просто чиркнул спичкой, и пух быстро занялся огнем. В общем, полицейские виновника пожара так и не нашли. «Позже виноватого назначили», - так горько для себя пошутит Мейрам Сергазин.
Тогда в 2010 году он был председателем правления страховой компании «КазкоммерцПолис». Не раз люди жаловались в «КН», в целом это общеизвестная проблема – не очень-то просто получить выплату по страховому случаю. Даже при банальном ДТП страховщики сделают все возможное, чтобы сумму минимизировать. А тут сгорели склады со всем их содержимым, и ущерб (это подтверждается материалами уголовного дела) оценили более чем в 150 миллионов тенге. Сумма страховой выплаты была определена в размере 88,5 миллиона. Но в руководстве страховой компании и, видимо, ее хозяев – Казкоммерцбанка, не было единого мнения – выплатить костанайской фирме-погорельцу «Арыстан-Фарм» деньги или нет. И только когда погорельцы заявили, что будут обращаться в суд, страховая компания выплатила им 88,5 миллиона. Это случилось через 9 месяцев после пожара. И все дело в этих деньгах – сумма-то солидная, больше полумиллиона долларов (по прежнему курсу).
Общественная опасность
Итак – пожар случился в 2010 году, страховую выплату погорельцы получили в 2011 году. Уголовное дело в отношении председателя правления страховой компании Мейрама Сергазина возбудили в 2013 году. Что вызывает недоумение у адвокатов - дело расследовало ДВД Костанайской области. Хотя то, в чем обвиняется Сергазин, случилось в Алматы – в офисе страховой компании, а именно распоряжение о страховой выплате. Это в больницах сейчас подушевое финансирование, а зарплата полицейских в регионе никак не зависит от числа расследуемых уголовных дел или отправленных на зону преступников.
Но и не этот вопрос был одним из ключевых, который задавал судья следователю, когда слушалось дело Сергазина о санкционировании его ареста. Как оказалось, первое уголовное дело в отношении должностных лиц фирмы- погорельщика образца 2012 года по постановлению следователя было прекращено! Но позже дело опять возобновили. И это очередные качели: то так трактуется история, то иначе.
Дальше еще интереснее в плане жесткой хватки следствия. Сергазина обвиняют по 228 статье УК – превышение полномочий. По этой статье, говорят опытные адвокаты, вообще не арестовывают. А Сергазину - честь особая, напомним, из Алматы даже самолетом доставили. Адвокат Константин Геращенко также напомнил: даже если дело дойдет до суда и Мейрама признают виновным, то он все равно подпадает под амнистию. Какой смысл его арестовывать? По этому поводу интересное замечание сделал представитель страховой компании, мол, Сергазин в разговоре упомянул, что может и в Лондон улететь. На что последний заверил суд: если бы хотел уйти от следствия, то мог бы много раз попытаться – это за несколько-то лет, что тянется дело. К тому же паспорт Мейрама – у полиции. Есть и еще один довод, который привела в суде следователь Сидорова: преступление Сергазина – общественно опасное. Адвокаты и судья так и не поняли, в чем заключается общественная опасность произведенной страховой компании выплаты фирме-погорельцу? Грабеж, разбой, наркотики – вот где общественная опасность, но любой адвокат припомнит немало случаев, когда по явно криминальному и очевидному преступлению граждане ждали суда под подпиской о невыезде.
Деньги, деньги...
Мейрам Сергазин говорит, что сам заинтересован доказать невиновность. Рассказывает, что даже предлагал руководству Казкоммерцбанка следующий вариант, своего рода залог. Сергазин кладет на депозитный счет свои деньги с условием ограничения: если суд признает его вину в неправомерной страховой выплате, то средства достанутся банку, если нет, он их заберет назад. Мейрам рассказывает, что руководители банка условие приняли, но в последний момент передумали. И, как сказал в суде Сергазин, ему были обещаны большие проблемы.
Вообще, по словам Мейрама, все дело в деньгах, и только в них. ТОО «Арыстан-Фарм» ликвидировано, следовательно, с ним уже не поспоришь о страховой выплате. Кстати, и судья тоже недоумевал, почему «Казкоммерц-Полис» не судился с фирмой-погорельцем, если уверен, что страховка выплачена незаконно. Это очередной странный факт. Сергазин уверен, что теперь он единственный, с кого банк может требовать 88,5 миллиона:
- При таком раскладе, когда законную страховую выплату пытаются всеми правдами и неправдами вернуть, рискует не только любой предприниматель, даже рядовой человек. Завтра гражданин попадет в аварию, и хозяева страховой компании обвинят его, водителя другого авто и своего же руководителя в сговоре. Это при том, что сегодня у многих людей и без того не лучшее мнение о страховом бизнесе, мол, попробуй потом получи с них деньги!
Суд в санкции на арест Сергазина отказал. Один из мотивов - арест по статье УК «Превышение полномочий» требовать незаконно. По словам адвокатов, 20 февраля у полиции заканчивается срок расследования этого дела. После оно должно быть передано в суд. Процесс (даже судя по заслушиванию санкции на арест) обещает быть интересным, возможно, и показательным в плане методов работы полицейских и мотивов, которые ими движут. Активно или нет стражи порядка и поборники общественной безопасности искали в 2010 году поджигателя тех самых складов– вопрос. Не вопрос в том, что так и не нашли. Зато, судя по вышеописанным событиям, весьма активно ведут себя сейчас, спустя четыре года после пожара. На кону солидная сумма – 600 тысяч долларов (по курсу до 11 февраля).