Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Судей судили: «анекдоты» оказались не смешными Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Судей судили: «анекдоты» оказались не смешными

Судей судили: «анекдоты» оказались не смешными

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
«Анекдоты» – конспиративное слово, означающее деньги. Или взятки. Как и за что их брали председатель Костанайского суда Мухтаров и судья Кашкинбаев?
Смоделировать преступление
Теперь уже бывших председателя Костанайского городского суда Самалбека Мухтарова и судью того же суда Серика Кашкинбаева задержали по обвинению во взятке в один день. У каждого в деле по два эпизода, одни и те же статьи Уголовного кодекса. Даже схемы задержания одинаковые. Уже на судебном процессе оба утверждали: все, что выдвинуто в отношении них, провокация, смоделированное преступление.
На первый взгляд, тоже можно так подумать. Но тогда возникает главный вопрос: почему именно за этими судьями «шла охота»? На него ответил один из свидетелей обвинения, сотрудник областного Департамента КНБ.
По его словам, сначала к ним поступила оперативная информация, что именно Мухтаров и Кашкинбаев берут мзду за положительное рассмотрение гражданских дел. За ними наблюдали, проверяли информацию. Потом, получив согласие Генеральной прокуратуры, «забросили удочку».

Мухтаров и Кашкинбаев не первые, кто из кресла судьи Костанайского городского суда пересаживается на скамью подсудимых…

Роль насадки должны были сыграть конкретные люди, которые подавали иски в суд. Как этих людей уговорили помочь разоблачить судей, умалчивается. Но заявления о сотрудничестве они написали. Так же, как и еще один фигурант спецоперации – «связной» Сергей Лапыренок. «Связной» – потому что он держал связь между судьями и потенциальными взяткодателями, между оперативниками и теми, кого они выслеживали.
Личность Лапыренка достаточно одиозная: бывший сотрудник органов внутренних дел, работал в уголовном розыске. В последние годы не слишком удачливый предприниматель и в некотором роде авантюрист. Несколько лет назад в него стреляли, сейчас он, по словам жены, которую допрашивали в суде, болен и находится на лечении. По материалам дела, Лапыренок сыграл главную партию в криминальном спектакле. Но вот что любопытно: и Серик Кашкинбаев, и гораздо позже приехавший в Костанай на место председателя суда Самалбек Мухтаров (он проработал на должности всего полтора года) с этим человеком знались. А Кашкинбаев, можно сказать, даже дружил.
Неразборчивые связи
Кажется, теоретически все в казахстанской судебной системе устроено так, чтобы правосудие осуществлялось максимально объективно, с исключением коррупционной составляющей. Судьям не разрешаются личные контакты со сторонами, дела в судах распределяются автоматически... Более того, сами судьи прекрасно знают: нельзя быть уверенным, что их не прослушивают, не записывают – не зря объявили войну с коррупцией. По крайней мере, Серик Кашкинбаев, давая показания в суде, об этом обмолвился. Тем не менее на этом фоне приходится удивляться нелогичности поступков и неразборчивости в связях как Мухтарова, так и Кашкинбаева.
Судя по тому что Сергей Лапыренок легко пошел на сотрудничество с оперативниками ДКНБ, вряд ли он относил судей к своим друзьям. Для него, скорее всего, важным было иметь репутацию человека со связями. А что важно было судьям? Ответ, который напрашивается: выгода. Председатель суда Самалбек Мухтаров неоднократно садится в автомобиль Сергея Лапыренка, получает от него деньги. Как отмечается в материалах обвинения, наличные передаются за рассмотрение дела предпринимателя – жены «связного». Это происходит у дома самого судьи, у здания суда.
По другому эпизоду тот же Лапыренок выступает уже посредником. По его просьбе Мухтаров лично принимает подавшего иск в суд М. Кульмухамедова у себя в кабинете, потом просит сотрудника канцелярии отписать дело ему лично, наконец, сам звонит Лапыренку, чтобы сообщить о дате рассмотрения дела. На суде Мухтаров признал: да, он не должен был всего этого делать. Но это же не уголовно наказуемое деяние, а всего лишь дисциплинарный проступок, заявил подсудимый.
У Серика Кашкинбаева все еще более красочно. Он принимает через того же Лапыренка благодарность от некоего Н. Юна, дело которого рассмотрел, в виде приглашения в баню, да еще «с девочками». Конечно, судья не знает, что охота на него уже идет, что даже в бане накануне разместили прослушивающие устройства, и что там запланирована передача части взятки – 80 тысяч тенге. Но для портрета эта баня – очень показательна. Кашкинбаев, если судить даже по материалам уголовного дела, любит развлечения. Когда отправлялся с компанией в кафе или ресторан, как он сам признался, всегда имел при себе 30-40 тысяч тенге.
Великие конспираторы
Впрочем, судьи умели конспирироваться. Особенно это касается Серика Кашкинбаева. Судя по оглашенным в суде переговорам с Сергеем Лапыренком, судья учил своего собеседника конспирации. В одном из разговоров по телефону они обсуждают чиновника, которого «хлопнули», и Кашкинбаев замечает по этому поводу: надо и дело делать, и за языком следить.
И Лапыренок принимает правила игры. Когда в суд попадает иск, по которому он проходит посредником, Лапыренок спрашивает: «Смешные анекдоты получил?» Кашкинбаев отвечает: «Да». И таких конспиративных фраз в фонограммах несколько.
Но когда «связной» стал играть уже на стороне ДКНБ, он в разговорах начал напрямую называть фамилии заинтересованных лиц. Что тут же не понравилось служителю Фемиды. На суде, защищаясь, он говорил, что сразу понял: против него идет какая-то игра. И поддерживать ее не собирался. Потому и о взятках речи не могло быть. А если он и поддерживал отношения с Лапыренком, то исключительно для того, чтобы вернуть собственные деньги. По версии Кашкинбаева, годом раньше он занял этому своему знакомому $2 тысячи. Якобы на месяц. Но отдал тот лишь часть, с остальными не торопился. Поэтому, когда Лапыренок заявил, что собирается представлять в суде чьи-то интересы, он решил его поддержать.
При допросе на процессе Серик Кашкинбаев несколько раз делал акцент на том, как важно ему было вернуть свои деньги. И не имело значения как. Все остальное – подстава. Правда, при этом Кашкинбаев не смог внятно ответить на вопрос судьи, почему в многочисленных телефонных переговорах с Лапыренком он ни разу не упомянул об этом долге.
Был ли на самом деле долг или нет, можно было бы узнать у «связного», но главный свидетель пропал – то ли сбежал, потому что на него самого возбудили дело по даче взятки Мухтарову. То ли действительно где-то лечится. Адвокаты и Мухтарова, и Кашкинбаева стояли на том, что без главного свидетеля приговор не может состояться. Но в суде лишь зачитали показания Лапыренка на предварительном следствии.
Общественное мнение
Ни Мухтаров, ни Кашкинбаев вину в получении взяток не признали. Главный аргумент: те решения, которые они выносили, были законными. Они или прошли через высшие судебные инстанции, или закончились примирением сторон. Значит, и взятки было брать не за что. Но вот вопрос: были ли уверены в том, что они именно такими будут, истцы?
Хочет того любой судья или нет, но практически за каждым из них тянется шлейф общественного мнения. Возможно, не всегда справедливого. Однако большинство обращающихся в суд, особенно это касается гражданских дел, обязательно интересуются репутацией судьи, который ему достался: берет ли взятки, как в случае чего наладить с ним контакт. И это очень опасное общественное явление.
Все решается наверху?
Как люди попадают в кресло судьи? Это, пожалуй, один из самых важных вопросов. Конечно, такой человек должен быть юристом-профессионалом. Но не менее важны, как показывает жизнь, и человеческие качества. Всегда ли они учитываются? Или, быть может, человек не выдерживает испытания властью, которую дает должность вершителя споров и судеб. Так или иначе, но Костанайский городской суд – своеобразный лидер на этом поле. Мухтаров и Кашкинбаев не первые, кто отсюда из кресла судьи пересаживается на скамью подсудимых.
Подготовка кадров для судейского корпуса сейчас, на первый взгляд, строго выстроенная система. В ней учитывается даже общественное мнение. С некоторых пор при областном суде даже существует специальная общественная комиссия (в нее входит и журналист), через которую проходят все претенденты на должность судьи. Иногда за один раз – пара десятков. Очень трудно за несколько минут оценить человека. Поэтому в абсолютном большинстве это низшее решето проходят все. Но бывают и исключения. Члены комиссии голосуют против. И не потому, что человек лицом не вышел. Кто в итоге занимает вакантные судейские места? Тот, кого... не рекомендовали. Потом, «по секрету», тебе скажут: да от нас вообще ничего не зависит, все решается наверху.
О наказании
Судебные процессы по делу Самалбека Мухтарова и Серика Кашкинбаева проходили в суде №2 Костаная параллельно. Одинаковое – по 8 лет лишения свободы – просило обвинение и наказание. И приговоры были в один день, друг за другом, в одном зале судебного заседания. В итоге Мухтаров приговорен к 7 годам колонии общего режима. В Администрацию Президента будет направлено представление о лишении его всех госнаград. Кашкинбаев получил на 2 года меньше – он оправдан по одному из двух эпизодов получения взятки. Экс-судью заметно обрадовало, что снят арест с его квартиры, Кашкинбаев пытался даже казаться веселым, попросил у журналистов фото на память: «Чтобы посмотреть, каким я был!»
Кто следующий? Хотелось бы, чтобы таких не нашлось.
P.S. Скорее всего, приговор экс-судьи обжалуют.
 
Просмотров: 4200
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран