Нередко рассуждения о войне и ее последствиях для государств ведут люди, которые не были участниками событий. Поговорить на эту тему удалось с солдатом американско-вьетнамской войны, а ныне профессором университета Чуонг Дак Линем.
С ним мне помог познакомиться менеджер Газпрома Анатолий, вьетнамцы зовут его Туан. Туан был моим соседом в салоне самолета Москва – Ханой. Позже к гостинице вьетнамской столицы подъехал на скутере солидный господин. На авто в Ханое ездят немногие, если все вьетнамцы пересядут на четыре колеса, движение в 10-миллионной столице будет парализовано. Из профессорского портфеля господин достал фотокарточку. С нее – образца 70-х – смотрел юноша в военной форме. Война для него тогда только начиналась, и впереди у солдата было еще шесть лет бомбежек и стрельбы.
– Мне было 18 лет, я учился на втором курсе в педагогическом институте, – вспоминает Чуонг Дак Линь. – На войне я был простым солдатом – в руках АК-47. Американцы нещадно бомбили нас с самолетов Б-52, стреляли с военных кораблей. Было очень тяжело, погибло очень много наших ребят. Что общего между этой войной для нас и Великой Отечественной для вас? Общее одно – погибло очень много наших людей. И мы об этом помним, у нас тоже работают советы ветеранов и тоже чтят дату завершения войны с американцами.
Чуонг Дак Линь говорит на русском – для него война стала переломным этапом. Он выжил, но невесте сообщили, что погиб. Он вернулся домой, а она уже вышла замуж. Он встретил ее с супругом, а тот прямо спросил: «Что ты, бедный солдат, можешь дать Жанне?!» Он не ответил, но усвоил тут же полученный совет: «Я учитель и поэтому хорошо зарабатываю, иди и ты учиться».
Теперь уже профессор, преподаватель конституционного права в столичном университете, Чуонг Дак Линь вспоминает, что сразу же пошел поступать в вуз, затем учился в советском Краснодаре, строил БАМ и с «длинным рублем» вернулся на Родину.
– Теперь я как профессор получаю зарплату – 500 долларов США. Это только официально. Кроме этого университет платит примерно 850 долларов, – рассказывает Чуонг Дак Линь. – У меня двое детей – сын и дочь. Сын – адвокат, он учился в нашем университете и затем поступил в аспирантуру. Жизнь налаживается в нашей семье, в стране.
Чуонг Дак Линь был солдатом на войне и стал профессором в мирное время.
Точкой роста для солдата стала война, стала она таковой и для Вьетнама. Чуонг Дак Линь в этом уверен: «Развитие Вьетнама после войны пошло уже с учетом американского опыта, и инвестиций тоже». В Ханое, например, возвышается экстрасовременный небоскреб, построенный в том числе и на деньги из США. А недавно в столице открылся первый во Вьетнаме «Макдональдс» – своего рода символ американского бизнеса.