Деятельность директора Казахстанского агротехнического колледжа в этом году оказалась в поле зрения фискальных органов. СМИ об этом писали много. Однако подоплека этой истории и ее главные действующие лица остались за кадром...
Лицо второстепенное...
...это сам Нариман Тулепов, директор колледжа. Теперь уже бывший. Он проработал директором Казахстанского агротехнического колледжа (КАТК) в Карабалыке год. В начале февраля написал заявление об уходе. Не по своей воле. Дело в том, что осенью на Тулепова посыпались жалобы. Сначала анонимные письма, подписанные коллективом колледжа (в «Нур Отан» и генпрокуратуру), затем обращения конкретного человека. Жалобы были на нарушения во время посевной-уборочной страды, на то, что учащиеся и преподаватели выкладывали возле здания колледжа брусчатку, получали за это зарплату, а тендер на укладку плитки выиграла родственница Тулепова ИП Смагулова. К тому же на территории колледжа паслись личные бараны директора колледжа. Сейчас с данными фактами работает финансовая полиция, дело еще не закончено. Но пока уголовных дел на Тулепова не заведено.
Николай Евтушенко говорит, что борется за справедливость.
Борцы за справедливость...
...себя они таковыми не считают. Вернее, большая их часть. Я говорю о тех, чьими стараниями разоблачали Наримана Тулепова. Напомню, что первые письма были подписаны коллективом колледжа. Вот только многие преподаватели узнали о том, что директор их учебного заведения что-то нарушил, из новостей или из визита представителей областного филиала партии «Нур Отан». Партийцы ознакомили сотрудников колледжа с содержанием их «собственного» письма. Те слушали и не могли понять, что же сейчас их больше шокирует – то ли тот факт, что оно «подписано» коллективом, то ли содержание жалобы.
Получается, что в этой истории роль героя только одна. Это тот самый конкретный человек, который открыто поставил свою подпись под большинством писем. Зовут его Николай Евтушенко, он работает сторожем в КАТК и, кстати, категорически отрицает, что является автором предыдущих анонимных доносов. Что ж, на таких бы и равняться добропорядочным гражданам, патриотам своей страны и коллектива. Ведь надо отдать должное – Николай Викторович не побоялся обратиться в разные инстанции открыто, благодаря ему уже второй месяц в колледже проводят проверки Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Департамент по контролю за качеством услуг... Теперь Нариман Тулепов, даже если не понесет уголовную ответственность, то на государственной службе долгое время работать не сможет. Выходит, Евтушенко для колледжа постарался. Коллеги его должны бы ценить-уважать и благодарить. Ан нет. Есть и в доспехах защитника свои бреши...
«Почему?» и «Где?»
Эти вопросы Николаю Викторовичу задавали и сотрудники колледжа, и я. Коллектив, кстати, был удивлен, что Евтушенко появился на импровизированной встрече, которая состоялась в день нашего приезда в КАТК. Говорили, что Николай Викторович даже на собрания по поводу писем не приходил. А хотелось бы на него посмотреть – хотя бы для того, чтобы спросить: отчего же господин Евтушенко перед тем, как начать действовать, с коллегами не посоветовался? Или хотя бы в известность поставил. А то получается, что он за правду борется, а у народа горький осадок вместо радости.
Итак, коллектив интересовало, почему сторож начал борьбу за справедливость именно при Наримане Тулепове? Ведь работает Евтушенко уже три года. И при прежнем директоре Мухамеджане Туралине тоже было не все гладко, однако Николай Викторович не спешил сообщать о нарушениях. А главное – где он добыл сведения, большая часть которых неведома педагогическому коллективу? Информация, цифры, фотографии с укладки брусчатки и посевной – все это данные, которыми владеет только бухгалтерия. Этот факт мне подтвердила главный бухгалтер КАТК. Так откуда эти данные у сторожа-охранника?
Ответы у Николая Викторовича были разнообразные. В смысле несколько вариантов ответов у него было. То говорил, что поводом послужил конфликт директора с сыном Евтушенко, который работает тут же, в колледже. То озвучивал другую версию: мол, все началось, когда он обнаружил, что из подвала колледжа вытащили плиты и блоки и увезли в неизвестном направлении...
Что касается компромата, то сторож признался, что информацию ему дают. И у него этого компромата еще две флешки. Однако осведомителя назвать отказался. Но в личной беседе со мной сказал, что фотографии и данные ему подкинули во двор. Анонимно.
Жена – директор?
Есть еще одна причина, по которой коллектив действия Евтушенко как борьбу за правду не расценивает. По поселку ходит неофициальная версия, согласно которой внезапная любовь к правде сторожа Евтушенко укладывается в весьма логичную схему. Говорят, что нынешний шквал писем в адрес директора – заранее спланированная акция, цель которой – освободить место директора, а на его место определить… жену Николая Евтушенко. Да, в этом колледже работает еще и его супруга. При бывшем директоре Мухамеджане Туралине Людмила Владимировна занимала должность главного бухгалтера. Сейчас работает заведующей отделением (с должности бухгалтера ушла добровольно, как только на смену Туралину пришел Тулепов). Кстати, бывшего директора народная молва тоже вписывает в этот план. И даже место ему определяет – заместителем по хозчасти. В управлении образования, правда, сказали, что у них нет сведений о том, что Туралин вновь собирается устроиться в колледж. Трудовой договор с ним расторгнут на основании статьи 240 ТК – по достижении пенсионного возраста. Так что, казалось бы, все неправда. Но...
На вопрос о том, как он относится к вышеозначенной версии, Николай Евтушенко отреагировал странно: «Да? Ну… пусть будет. Пусть будет версия, пусть будет директором. Ну подаст – и подаст»… А она и подала! Причем одна из первых. Конкурс на должность директора был объявлен неделю назад, 20 февраля. В первые дни кандидатура была только одна – Людмила Евтушенко.
За доброе имя…
В этом году КАТК исполняется 85 лет. Это учебное заведение славно своими традициями, его педагоги – уважаемые в поселке и районе люди. А теперь о колледже не судачит только ленивый. Слухи обрастают вымышленными подробностями, деформируются, бросают тень на имя коллектива КАТК. Да еще проверки постоянные – то из ДБЭКП, то из Департамента по контролю за качеством образовательных услуг. Отвлекает, мешает работать, нервирует... Большую часть коллектива происходящее ужасает. Не то, чтобы они были против справедливости. Нет, они за то, чтобы законы государства соблюдались, они против коррупции и коррупционеров. Но такие методы борьбы педагоги считают неприемлемыми.
Тем более что сейчас перед ними стоит другая, более важная задача – найти достойного человека на должность директора.
– Мы обращаемся через газету к Управлению образования, – выразила общее мнение опытный преподаватель Ляйля Икамбаева. – Хочется, чтобы к нам все же прислушались, чтобы директором колледжа стал человек неравнодушный, для которого это место не было бы просто стартовой площадкой…
При этом кандидатуру Людмилы Евтушенко коллектив даже не называет...
Результат есть, но...
В конце нашего разговора Николай Евтушенко, кажется, попытался уличить меня в непатриотичности. Дескать, что же, я хочу сказать, что он действовал неправильно? И не нужно бороться с теми, кто намеревается уложить государственные деньги в личный карман?.. Нужно, кто спорит. И радеть за интересы государства, конечно, похвально. Да только, на мой взгляд, многое значит, как и для чего эти интересы защищаются. К примеру, два года назад в СМИ бурно обсуждался вопрос о том, этично или неэтично платить за доносы на коррупционеров. Сегодня это уже не предмет обсуждения, это уже факт. На информационном портале NUR.KZ сообщается, что за девять месяцев прошлого года казахстанцы заработали на доносах 13 миллионов тенге. Справедливости ради – там же говорится и о том, что количество привлекаемых к ответственности лиц увеличилось на 32%. Вроде бы есть результат, но… Патриотизм – это ведь не то, что покупается за деньги. Проверено временем и историческими фактами.
И когда речь заходит о борьбе за справедливость, наверное, важны не только факты, которые подтверждают виновность изобличаемого. Но и то, для чего его изобличают? А если для того, чтобы проторить себе дорогу к государственной шерсти, прикрываясь заботой о государственных баранах? Или для общества это не важно?
Комментарий
Ущерба не было
– В ходе предварительного следствия установлено, – сообщил пресс-секретарь ДБЭКП Рустам Садыков, – что в ноябре 2013 года между директором КГКП «Казахстанский агротехнический колледж» Тулеповым Н.И. и ИП Смагуловой М.К. заключен договор о государственных закупках по благоустройству территории колледжа на сумму 1 780 000 тенге. Работы по укладке брусчатки производились работниками колледжа, которым была начислена заработная плата за сентябрь 2013 года. Оплата ИП Смагуловой М.К. за выполнение работы по благоустройству территории колледжа из бюджетных средств не производилась. При таких обстоятельствах ущерб государству причинен не был. В связи с этим уголовное дело в отношении Тулепова Н.И. прекращено по нереабилитирующим основаниям. По факту с баранами проверку тоже провели, но уголовное дело не возбуждалось, так как ранее Тулепов уже был наказан в дисциплинарном порядке. В начале февраля Тулепов был уволен с прежней должности по собственному желанию, и в связи с подтвердившимся фактом коррупционного правонарушения еще долгое время не сможет вернуться на государственную службу.