Политические процессы, инициированные Майданом, обнажили уязвимые стороны власти. Сегодня даже рядовые обыватели упрекают в слабости Президента Украины Януковича. В то же время сильного Президента Путина либеральные политики обвиняют в диктаторских замашках и агрессии. Мы обратились к экспертам «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«Влияние Запада в этом вопросе остается сильным»
Сафар Колдыбаев, зав. кафедрой КГУ, профессор, доктор философских наук:
– Безусловно, сильная власть нужна. Мы в начале 90-х, да и в последующие годы, оказались в этом вопросе под очень сильным либерально-демократическим давлением Запада. Мы считали, что сильная власть – показатель тоталитаризма. Благодаря этому поветрию, многое пустили на самотек. Но потом сама логика развития как Казахстана, так и России, потребовала усиления централизованной власти, прежде всего, на государственном уровне. Однако влияние Запада остаётся значительным. С этим можно увязать и бездействие Януковича. Хотя одной из причин слабости украинского президента были, как говорят, зарубежные активы, но большую роль сыграло опасение испортить отношения с Западом. Теперь мир уже должен понять, что угодить Западу непросто. Всё зависит от того, как повернёт геополитика. В свое время французский лидер Шарль де Голь вел сильную политику, но его никто не называл диктатором. Но сильного Каддафи обвинили во всех грехах. Словом, значение тех оценок, которые выставляет Запад, надо свести к минимуму.
«Государство – первично»
Людмила Мацупа, исполнительный директор КФ АДЖК, кандидат юридических наук
– Я – за сильную власть. Только не хочу, чтобы это понятие ассоциировалось со словом «жестокость». Мы всенародно принимали Конституцию Казахстана. Делегировали нашей власти, как в центре, так и на местах, полномочия, которые обеспечивают незыблемость нашей государственности. Мы так же заявили, что строим демократическое государство, но без вседозволенности. Например, в законе о референдуме запрещается выносить на обсуждение вопросы, затрагивающие территориальную целостность страны, унитарный строй нашего государства и административно-территориальное деление. Многие инициативы могут исходить от депутатов, но точку ставит Президент. Надо сказать, что не самую слабую Конституцию принимала Украина, но у власти не оказалось адекватных рычагов влияния на события. Я работала 40 лет в государственных структурах. При этом ратовала за развитие самоуправления, но всегда говорила о том, что оно вторично по отношению к власти государства.
«Не надо бояться обвинений в диктатуре»
Борис Князев, депутат областного маслихата, генеральный директор ТОО «Алтынсарино»:
– Народу необходима сильная власть. Аргументы мы получили самые свежие. Когда разгорался Майдан, я был в Феодосии, там живет моя сестра. Проведал, заодно насмотрелся передач украинского телевидения. Мне было понятно, что Янукович не тянет на уровень руководителя. На Майдане можно было в первый же день всех поставить на место. Пожар начинается с искры, ее то и надо гасить сразу. В экономике тоже так. Кого считают хорошим директором предприятия? Того, кто умеет вести производство и разговаривать с коллективом. Лично мне не раз приходилось обсуждать с работниками довольно острые темы. Ведь я для своего коллектива власть, люди хотят видеть мою уверенность. Они могут обижаться и не соглашаться, но я им должен толком объяснить ситуацию. Не надо бояться обвинений в диктатуре – это пропагандистские трюки.