ГОВОРЯТ, ЧТО нужно экономить: ведь еще аукается финансовый кризис, а девальвация была, можно сказать, вчера. Но судя по последним покупкам наших чиновников, экономика не стремится быть экономной.
«КН» («Чужие деньги: уроки математики от чиновников», 11 февраля) уже сообщали о приобретении нового джипа для акима Карабалыкского района. У финполиции возникли вопросы по цене внедорожника, которая была выставлена на сайте госзакупок. И вот еще один аким решил обновить служебное авто, на этот раз глава Мендыкаринского района. Причем, как и его коллега – аким Карабалыкского района, на должность он назначен недавно. По этому поводу мы задали вопросы его заместителю Мурзахану Ерканову, курирующему государственные закупки.
– Мурзахан Адильханович, джип уже купили?
– Который для акима района?
– В лоте не написано для кого, может, для директора школы...
– Только акиму джип положен. Нет, еще не купили.
– По этой теме с вопросами к вам никто не обращался?
– Вы имеете в виду финансовую полицию? Мы обоснованный ответ им дали.
– В лоте указана цена более 9 миллионов 200 тысяч тенге. Почему, например, не 6 миллионов или 15?
– Исходили из коммерческого предложения. На тот момент был скачок цен. А теперь с учетом скидки выходит цена 7 миллионов 700 тысяч.
– И что это за автомобиль такой?
– «Киа-Мохав». В какой комплектации? В лучшей.
– А если бы было коммерческое предложение на «Санг-Ёнг», который собирают на заводе «АгромашХолдинг» в Костанае? Поддержали бы местного производителя?
– Мы смотрели по характеристикам. Да и «Санг-Ёнг» не дешевле.
– Дешевле.
– На сколько?
– Вот данные с сайта компании: «Санг-Ёнг Кайрон» стоит 5 миллионов тенге в самой навороченной комплектации. Разница в цене с «КИА-Мохав», читай – экономия бюджетных, народных денег, около 3 миллионов тенге. Получается, изначально акиму района «Санг-Ёнг» не хотелось?
– Хотелось, не хотелось – так вопрос не стоял. Планировалась в Костанае сборка автомобиля «Тойота-Фортуна». Мы созванивались с заводом, но пока неизвестно, когда начнется сборка.
– А сейчас на какой машине ездит аким и сколько ей лет? Наверное, совсем древняя...
– Как бы да. Аким сейчас ездит на «Санг-Ёнге». Автомобилю два года, третий пошел.
– Немолодое авто. Списывать будете?
– Нет, передадим заместителю акима по сельскому хозяйству. У нас во многих направлениях тяжелые дороги. И в зимний период, и когда сходы с населением, мы пересаживаемся на него («Санг-Ёнг». – Прим. авт.), потому что у него хорошая проходимость.
– Может, лучше устранять причину – ремонтировать дороги, чем подстраиваться под ситуацию – покупать джипы?
– Речь идет о миллиардах, необходимых на ремонт дорог.
– Так все-таки скоро у акима будет новый джип?
– Конкурс не состоялся. Потому что была подана только одна заявка.
– На «Киа-Мохав»?
– Да. Теперь будем приобретать методом из одного источника.
– А если завтра вдруг к вам придут представители «АгромашХолдинга» с заявкой на конкурс и предложат более дешевый «Санг-Ёнг»?
– Нет, конкурс уже ведь признан несостоявшимся, так что теперь только из одного источника. Тут все в рамках закона.
– Может, «Санг-Ёнг» костанайской сборки зарекомендовал себя плохо, раз аким не хочет больше на нем ездить?
– Не знаю. У меня, как у заместителя акима, также «Санг-Ёнг-Кайрон». Расходы на него тоже немалые.
– На «КИА» еще больше будут. Впрочем, ваш начальник не первый, кому понравился такой внедорожник. На него акимат Карабалыкского района в начале года тоже выставил заявку на портале госзакупок...
– Мы знаем, читаем средства массовой информации. Здесь речь идет о принципе «цена-качество».
– В «Киа-Мохав», в ее самом дорогом варианте «Эксклюзив+», который вы покупаете, предусмотрен электропривод складывания боковых зеркал, отделка из хрома элементов интерьера, вставки в дверях и передней панели под темное дерево и, что, наверное, важно, – спинки второго ряда сидений, складывающиеся «ровно в пол». Без всего этого комплекта в служебном авто, понятное дело, непросто работать. Я правильно понимаю?
– Суть не в этом. Даже в базовой комплектации она такая идет.
* * *
Суть, возможно, еще и в том, что акимы районов и городов вольны в своих решениях по поводу таких покупок. Как нам пояснили в областном управлении экономики и бюджетного планирования, никаких указаний «попридержать аппетиты» на джипы акимам не поступало. Между тем главы районов живут хоть и в сельской местности, но не на другой планете, знают, как к таким приобретениям относится население, особенно если в регионе не решены насущные проблемы: например, те же плохие дороги. Рядовой селянин, чтобы проехать по ним (по работе), не сможет купить «КИА-Мохав» или даже двухлетний «Санг-Ёнг». Тут на подержанную «Ниву» деньги далеко не у всех есть. Стоит ли раздражать граждан, да еще и после девальвации?
Кстати, глава государства по этой теме еще 3 июля 2010 года на форуме в Астане сказал буквально следующее: «На Западе покупают маленькие семейные машины, потому что расход бензина маленький и пробок не создают. А наши – обнаглевшие, бывшие нищие, думают, что надо «танки» покупать. Престижно, видите ли, на «танке» сидеть». Сколько после этих слов, сказанных Президентом страны 4 года назад, купили джипов для чиновников, мы обязательно выясним.
А пока для сведения: в России, например, этой темой озаботились весьма предметно. Судя по данным прессы РФ, в ближайшее время на законодательном уровне по всей России будут утверждены максимальные цены на служебные авто, в зависимости от ранга чиновника. Прейскурант уже известен. Потолок для руководителей министерств – 3 миллиона рублей (порядка 15 миллионов тенге). Но большинство чиновников, как планируется, должны ограничиться суммой покупки автомобиля в 1200000 рублей – (7 миллионов тенге). Для тех, кто рангом пониже – 750-900 тысяч рублей, руководители госучреждений не более 650 тысяч. В России даже есть передовики: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко своим постановлением запретил местным чиновникам покупать и арендовать дорогие автомобили стоимостью свыше 1 миллиона 100 тысяч рублей. Это ниже той цены, по которой покупают джипы некоторые руководители нашего районного звена.