В следующий вторник – ленинская дата, 22 апреля. Почти полтора века назад родился Владимир Ильич Ленин. А в январе этого года бывшие ленинцы очень робко упоминали о 90-й годовщине со дня смерти, впору бы сказать, бывшего вождя. Бывшего, если бы не украинская майданная революция.
Она, по сути, вернула Ленину прежний статус. Хотя бы отчасти. Ведь сколько лет прошло, а с каким остервенением набрасывались «правые», которых так недолюбливал Ильич, на каменные, гипсовые, бронзовые ленинские изваяния. Валили, топтали, брызгали слюной. С чего бы это, если с мировым пролетариатом покончено навсегда? Если «правое дело» победило?
И другой вопрос: почему иная часть украинцев защищала эти памятники? Почему в некоторых городах Украины памятники Ленину не сдали, как герои не сдают города, корабли или как не сдают принципиальных позиций? А потому! Ленина, даже поруганного, обвиненного во всех смертных грехах, как государственного деятеля, не поставишь-таки на одну доску ни с Януковичем, ни с Турчиновым, ни с Яценюком или Юлией Тимошенко. Об остальных претендентах занять место на постаменте упоминать не буду. Но считаю, что несопоставимость масштабов личностей, делавших историю государств тогда и сейчас, одних крайне бесит, а других идейно сплачивает. Так же было и в годы Великой Отечественной войны. На те самые украинские земли приходили фашисты и первым делом свергали с пьедесталов Ленина. И тем самым поднимали гражданское население против себя. Были, конечно, и другие причины, и не все, как известно, уходили в партизаны. Но если бы не уходили люди в катакомбы и в леса, фашисты могли до сих пор править Украиной. Сегодня, говорят, они вернулись. И опять стали свергать Ленина – дался он им. Но теперь что? Шахтеры подымаются из забоев – настоящий пролетариат, не статуи...
Трудно сказать, кто будет писать историю Украины через 10 – 50 лет. Вспомнят ли летописцы разрушенные памятники Ленину, и если да, то как будут толковать данный феномен? Сдается мне, что и к тому весьма отдаленному периоду времени вопрос не потеряет актуальности. Несмотря на часто меняющиеся нравы новых поколений.
Недавно открыла Андрея Вознесенского – без особой цели листала книгу его стихов. И вдруг читаю: «Ленин – самое чистое деянье\ Он не должен быть замутнен\ Уберите Ленина с денег\ Он – для сердца и для знамен!». Вот ведь как! Андрей Андреевич Вознесенский – это вам не пролетарский поэт Владимир Владимирович Маяковский, который «чистил себя» под Лениным. Он совсем не «идейный» был, а, наоборот, «шестидесятник», которого в СССР определенная часть интеллигенции не принимала «по целому ряду причин». Но был момент, когда чувства двух великих поэтов к Ленину совпали. И опровержения к тем своим стихам Вознесенский никогда не давал, не каялся, не рвал на себе рубаху. В отличие от тех, кто сегодня набрасывается на безмолвные памятники в злобе. В бессильной злобе, скажу я вам.
И это не значит, что я высказала свое личное мнение о Ленине – воздержусь, так как еще не разобралась до конца. Но встать на защиту памятника Ленину, пожалуй, всегда готова.