Как Интернет формирует гражданское общество.
Скоро наступит лето, и автомобилей на дорогах станет еще больше. И даже в таком небольшом городе, как Костанай, в перспективе может появиться движение «СтопХам». В марте оно появилось в Усть-Каменогорске.
«СтопХам» – некоммерческая организация из школьников, студентов и «небыдла» (определение Луркоморья), которая борется с нарушениями ПДД, в частности, с парковками в неположенном месте. Это выглядит следующим образом. На официальной странице «ВКонтакте» организаторы сообщают о времени и месте рейда. Молодые люди собираются и, обнаружив нарушение, вначале предупреждают и просят убрать машину (в случае неправильной парковки). Движение появилось в 2010 году – тогда водители чаще отказывали активистам. В ответ на это им помещают на лобовое стекло большую наклейку с надписью: «Мне плевать на всех, я езжу где хочу», или «Мне плевать на всех, я паркуюсь, как хочу». Все действо снимается на видеокамеру и выкладывается в Сеть. Поначалу «СтопХамы» имели большие проблемы – им нередко приходилось драться с нарушителями. Сейчас движение стало настолько известным, что все чаще водители считают разумным подчиниться требованию. Широкую известность «СтопХам» получил в апреле 2012 года, когда движение столкнулось с нарушением Мадины Мингаевой, супруги заместителя полпреда Чечни при президенте РФ. Женщина угрожала молодым людям расправой, затем к месту событий приехал ее сын с друзьями – началась нешуточная терка. Это видео на «Ютуб» получило более 5 000 000 просмотров, а резонанс был такой силы, что Рамзан Кадыров уволил чиновника.
Движение расширяет географию – существует во всех крупных городах России, Украины, Молдавии и с недавних пор в Казахстане. В Астане, Алматы, а теперь и в Усть-Каменогорске. Однако большой известности у нас оно не имеет.
Благодаря Сети, влиятельными стали и такие движения, как «Общество синих ведерок» (ОСВ) и «Хрюши против». Члены ОСВ борются с произволом чиновников и хамством на дорогах, добиваются, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб. Свое название общество получило из-за того, что участники движения используют «имитатор мигалок» – детское синее ведерко, которое приклеивают на крышу автомобиля скотчем. Механизм влияния такой же, как и у «СтопХамов» – синие ведерки фиксируют нарушение на фото или видео, после чего выкладывают в Сеть, в «Живой журнал». Большая часть участников ОСВ – блогеры.
«Хрюши против» считают своей гражданской целью борьбу с недоброкачественным обслуживанием в магазинах и просроченными, негодными продуктами питания. Они устраивают рейды в универмагах и супермаркетах, приходя в костюме свиней со злыми мордами. Объясняют они это так: «Если директор магазина относится к нам, как к свиньям, то и приходить к нему должны свиньи»...
Эти общественные движения немыслимы без Интернета. Но не менее важна степень активности общества, сетевого в том числе. В Казахстане принимались робкие попытки перенять опыт россиян, но безуспешно. Дело, как правило, начиналось и заканчивалось сетевыми обсуждениями. На саму акцию приходили единицы. Даже веселые флешмобы, как правило, собирают 20 процентов от тех, кто заявляет в Сети о своей готовности прийти. Причем половина из тех, кто приходит, как правило, занимаются съемкой события на свои телефоны и не желают участвовать в нем. Оставшиеся 10 процентов – это, наверное, и есть показатель активного гражданского общества в KZ.