Один из немногих костанайцев, «засветившихся» в большом кино, работает в Костанае, в Областном казахском драматическом театре.
– Конысбек Бирманович, вы ведь не только театральный актер. В кино играли, в «Кочевниках», в «Войске Мынбала»
– Просто решил попробовать. Так сказать, для интереса.
– И как впечатления?
– Сумбурные. Очень много людей на съемочной площадке. Много режиссеров, помощников режиссеров. Да и в «Кочевниках» получилось так, что нас, казахстанских актеров, снимали очень много, а в финальную версию фильма в итоге вошло очень мало сцен с нашим участием. Там была цель показать приглашенных голливудских актеров. Далеко не самых высокооплачиваемых.
– Так было, когда снимали «Кочевников». А вот в «Войско» на главные роли уже позвали казахстанских актеров.
– И это радует. Приходит понимание, что не надо зацикливаться на зарубежных актерах, что у нас и свои хорошие есть. Может быть, даже и получше. И они есть не только в столицах, но и в регионах. Нужно ездить по стране, искать таланты в областях. Я уверен, что молодой актер из костанайского казахского или русского театра может даже получше сыграть, чем Марк Дакаскос.
– Среди казахстанских режиссеров сейчас популярен Ермек Турсунов. Вам нравятся его фильмы «Келин», «Шал»?
– Мне кажется, что для его фильмов нужен свой зритель. Да, мотивы «Шала» очень схожи со «Стариком и море» Хемингуэя, но… Все очень усложнено и оттого выглядит неправдоподобным. Мне кажется, казахстанскому кино необходимо искать сюжеты из жизни. Почему до сих пор живут советские фильмы и, похоже, что никогда не умрут? Они настоящие. Они об обычных людях. Все гениальное просто. И может быть, нам этой простоты сейчас и не хватает, чтобы казахстанское кино зажило полноценной жизнью.
– Тот же Турсунов, помимо того, что снимает кино, активно высказывает свою гражданскую позицию, пишет статьи. Как вы считаете, должен ли творческий человек касаться политики? Или он должен быть вне ее?
– Он должен касаться ее через свое творчество. А иначе это будет отнимать очень много энергии. Зачем артисту это нужно? Ведь свою энергию можно направить в гораздо более позитивное русло.
– Скажите честно: что вам больше нравится – сниматься в кино или служить в театре?
– Съемки в кино – это, по сути, реклама себя. По крайней мере, в нынешнем казахстанском кинематографе. А театр – это высокое искусство. Оно было, есть и будет. В кино изначально предполагается несколько дублей. А в театре ты не имеешь ни шанса, ни права на ошибку. И за много лет тебе не надоест даже одна роль. Ведь ты будешь непрестанно обогащать ее. Своим опытом, своими чувствами. И эта возможность бесценна. Так что я выбираю театр.