Сегодня с субботней колокольни мы посмотрим на будущее маленьких сельских школ.
Два письма в редакцию пришли в один день. Первое о Комаровской средней школе Денисовского района. Второе – из села Бегежан Костанайского района. Оба – отклик на информацию «КН» о том, что Бегежан может остаться без основной школы.
Из Комаровки: «Здравствуйте! Недавно вы писали про школу в селе Бегежан. Вероятно, такая же участь ожидает Комаровскую СШ. Село в 100 км от райцентра Денисовка. 60 лет назад был образован зерносовхоз-миллионер «Комаровский», 40 лет назад – построена двухэтажная типовая средняя школа на 280 мест. Сейчас учителей больше, чем учеников. Село вымирает. Комаровский сельский округ состоит из двух сел: Комаровки и Первомайского. В последнем ликвидированы начальная школа, ФАП, библиотека. Ходят разговоры, что и в Комаровке школу закроют, а дети будут обучаться в Приреченской СШ. В Приреченке хороший руководитель ТОО – В. Шуллер. Якобы он построит интернат».
Если в первом письме автор обошелся без жестких заявлений, то во втором сказано так: «Мы, родители, ответственно заявляем: 1 сентября своих детей в Ульяновскую СШ не отпустим!»
Почему так плохо настроены родители села Бегежан против Ульяновской СШ? Между селами не так много километров, но людям кажется, что дорога проходит через пропасть. Нашлось 12 аргументов против Ульяновки, в том числе: дорога 18 км, но разбита и зимой ее часто заносит, чистят редко. В Ульяновке, сказано в письме, сложная криминальная обстановка: в 2011 году здесь была зверски убита 5-летняя девочка, немало и других случаев. А на прошлой неделе в Бегежане прошел сход, где школьную тему чиновники из райцентра обсуждали вместе с родителями. Было сказано о малом количестве учащихся, о том, что школа в Бегежане не прошла аттестацию: порог 70 процентов, а набрали 52. Но здесь вот какая закавыка: Ульяновская школа тоже не прошла аттестацию, набрала баллов значительно меньше Бегежанской школы. Это обстоятельство и переполнило чашу недовольства родителей.
Начальник отдела образования акимата Костанайского района Нурболат Бикенов дал понять, что реорганизация школы в Бегежане неизбежна. Малокомплектность – это еще не вся причина, в школе не хватает предметников. И проблема эта на сегодня нерешаемая. Никто из специалистов не соглашается ехать в Бегежан работать – ни на каких условиях. В Ульяновской школе специалисты есть, сказал руководитель РОО. По мнению Нурболата Бикенова, проблем с доставкой детей в Ульяновку не будет, им обещают выделить специальный автобус.
Но родители бегежанских учеников говорят, что «село держится, потому что существует школа». Получается: не будет школы – не будет села. Удастся ли переубедить людей?
Первый заместитель председателя КФ партии «Нур Отан», депутат областного маслихата, профессор, доктор педагогических наук Римма Бектурганова считает, что чиновники не ищут подходов к общению с людьми. Никто не любит, когда вокруг что-то резко ломается. Образовательные технологии совершенствуются, есть много способов учить детей на расстоянии, надо хотя бы в порядке эксперимента попробовать это, говорит Римма Бектурганова. В конкретном случае она предлагает изучить все аргументы бегежанцев и попытаться найти решение названных проблем.
Мы же, оглядываясь в прошлое, заметим: проблему с малокомплектными школами область имела всегда, но решать ее старались с учетом приоритетов семейного воспитания и интересов ребенка. Школьник, особенно младший, должен жить в семье, а не в интернате. Да и старший тоже. Помогать родителям, прирастать душой к своей малой родине. В транзите – там пожил на всем готовом, домой приехал с мыслью, что скоро все равно уезжать– ничего хорошего нет. Экономикой определяется многое – это так, но вряд ли временщики, люди без роду и племени, смогут в будущем сделать для нее что-то путное.