На советских агитплакатах румяные учительницы и брутальные сталевары красовались на фоне слоганов вроде «Культурно жить – производительно работать». А недавно мне было достаточно двух минут разговора с директором одного из костанайских колледжей, чтобы осознать, что морально устарели не только эти плакаты, но и привлекательный образ труда...
Дело в том, что в редакцию обратилась обеспокоенная родительница: «Вы представляете, руководство колледжа отправляет моего сына на сельхозработы, как в советские годы. Говорят, что у них такая традиция...» Причем название колледжа произносилось очень тихо, словно дети занимались чем-то непристойным.
Директору того самого колледжа мы позвонили с целью задать единственный вопрос. Вот дословная запись разговора на диктофоне:
– Говорят, что в вашем колледже есть такая хорошая традиция – отправлять детей на сезонные уборочные работы...
– Кто вам такое сказал?
– Так все же есть?
– Нет. Никто у нас не работает.
После этого директор кинула трубку, а на следующий день стала звонить влиятельным людям. Видимо, из страха: вдруг кто-то узнает, что ее подопечные ТРУДЯТСЯ. Честно говоря, после такой реакции, отправляясь на поля одного из хозяйств Костанайского района, где и работали студенты колледжа, воображение рисовало страшные картинки. В реальности же мы увидели сплоченный студенческий коллектив, который дружно собирал картофель, а в данный момент готовился идти на обед, где их ожидал вкусный плов. Собственно, обескуражен был и частник, который добросовестно и неплохо, по студенческим меркам, оплачивал труд ребят и старался создать для них нормальные условия.
Возможно, проблема заключается в том, что моменты такой трудовой деятельности сегодня никак не закреплены законодательно. А потому можно понять директора, который боится, что ему будет сделан выговор за то, что его учащиеся работают в учебное время. Он страшится и гнева родителей, которые твердят, что сельхозработы ( а если брать шире, то речь идет о физическом труде) их детям не нужны. Рискну высказать крамольную мысль: а что, собственно, плохого в том, что молодой и здоровый человек работает да еще и деньги получает? Кстати, люди старшего поколения, будучи школьниками и студентами, работали на уборке картошки и денег за это не получали, но вспоминают об этом времени с удовольствием, мол, это была хорошая возможность узнать друг друга, подружиться, испытать себя.
По-моему, это еще большой вопрос, что сельхозработы такой уж пережиток прошлого. Возможно, это просто старый метод, который решает современные задачи. Но если такой вопрос возникает, значит, он требует определенного реагирования. Тем более что есть примеры, как эту проблему можно решить. Например, в одном из нижнетагильских вузов в учебной программе полевые работы имеют вполне современное название – «Тест-контроль на вхождение в корпоративное сообщество». Вполне законно в течение двух недель студенты проходят этот самый тест-контроль на полях одного из сельхозпредприятий. Обучаясь в том числе и корпоративной культуре. Первые сложности, первые личные рекорды, первые заработанные деньги молодые люди получают тоже здесь. Согласитесь, что и наша учащаяся молодежь нуждается в таком тест-контроле, который был бы закреплен документально. Ведь ограждать сегодня от труда детей, особенно тех, кто выбрал для себя рабочие специальности, по меньшей мере, нелогично. И непедагогично тоже.