С начала года в Костанае действует филиал общественного объединения «Первый антикоррупционный медиацентр». В чем его отличие от других структур подобного направления, и какова его эффективность? Об этом – разговор с главным редактором костанайского филиала Дастаном Жумабаевым.
– Дастан, у нас сегодня столько структур – государственных, общественных – которые борются с коррупцией, а теперь еще и ваш медиацентр. Чем он отличается от всех прочих?
– Будем откровенны: у нас не всякую информацию можно выдать, озвучить, предать огласке. Наше объединение как раз создано для того, чтобы любую информацию по коррупции из любой сферы или госструктуры выводить на республиканский уровень. Мы публикуем и расследуем случаи, если считаем, что есть факт коррупции. И, конечно, поддерживаем политику Президента в борьбе с этим явлением в нашем обществе.
– То есть хотите сказать, что вы, как СМИ, абсолютно независимы?
– Да практически это так. Приведу пример: в Кокшетау наши коллеги из антикоррупционного медиацентра проводили рейд совместно с сотрудниками дорожной полиции. В нем принимали участие и традиционные СМИ. Но в итоге ни одно из них не выдало реальных фактов, вскрытых во время рейда. А именно: был остановлен пьяный сотрудник силового ведомства, а также пьяный судья областного суда. А мы эти факты обнародовали. То есть мы пришли для полной гласности, чтобы не было замалчиваний в информационной сфере.
– Были попытки оказать на вас давление?
– Да, были. В Костанае я занимался несколькими сюжетами. Мне звонили по телефону, угрожали: не занимайся этим, мы знаем о твоей семье, у тебя двое детей и т. п. Были также и попытки слежки за мной как за редактором первого антикоррупционного медиацентра.
– И чем это закончилось?
– Пока ничем. Учитывая, что мы здесь работаем всего четвертый месяц, эта «игра» у нас еще продолжается.
– А можете назвать громкие темы ваших сюжетов, которые не проходили в других СМИ, а вам удалось выявить их и предать огласке?
– Да, это строительство новой Аулиекольской школы. На нее было выделено из бюджета более миллиарда тенге. Школу должны были сдать еще к сентябрю прошлого года. Но уже май 2014-го, она до сих пор не достроена. Да, многие СМИ сообщали об этом, но ссылались на слова подрядчика, который утверждал, что нет стройматериалов, зато есть много проблем. Однако мы раскопали другую информацию: большинство средств ушло не по назначению, имеется коррупционная составляющая. И наш центр сообщил об этом на республиканский уровень.
За четыре месяца работы к нам в общественную приемную обратились более 30 граждан. И каждый вопрос мы рассматриваем. Если нужна помощь правоохранительных органов, обращаемся в полицию, прокуратуру, дублируем жалобы граждан, и следим, чтобы они были рассмотрены.
– Встречаете сопротивление со стороны?
– Да, очень трудно получить информацию. Чиновники закрываются от нас и не идут на контакт. Моим коллегам из других регионов республики (в той же Алматы) гораздо легче провести журналистское расследование, чем у нас. На сегодня мы провели три журналистских расследования, собираем также информацию для нашего информационного портала zannews.kz.
– А с какими вопросами чаще всего обращаются к вам граждане?
– Немало жалоб от крестьянских хозяйств на то, что в системе распределения субсидий есть факты взяточничества. Поэтому мы намерены поставить вопрос о непрозрачности этой процедуры. Люди жалуются, что безрезультатно стоят годами в очередях на получение квартир по программе «Доступное жилье», в то время как другие получают жилье едва ли не сразу. По всем этим направлениям проводим сейчас анализ и будем работать.
Мы ценим сотрудничество с Общенациональным движением против коррупции «Жанару», которое возглавляет бывший мажилисмен, советник акима области по взаимодействию с правоохранительными органами Сергей Жалыбин. Сейчас у нас уже есть свои волонтеры-юристы, а в планах – создать юридическую клинику, где граждане смогут получать бесплатные консультации, что несомненно повысит юридическую грамотность населения. Ну, а если вы столкнулись с фактами коррупции, обращайтесь к нам, в первый антикоррупционный медиацентр.