На вопросы отвечает Л. Л. Беда, гражданин Республики Беларусь (г.Минск), старший сын нашего знаменитого земляка, дважды Героя Советского Союза Леонида Игнатьевича Беды.
Леонид Беда – сын, 1988 г.
– Леонид Леонидович, вы во многом повторили путь своего отца. Хотя войны вам, слава Богу, не досталось, но вы имеете высшую квалификацию военного летчика «Военный летчик-снайпер». И стаж профессионального военного – огромный…
– Сыну военного летчика, тем более такого легендарного и всеми уважаемого, другие профессии были не слишком интересны. Наша семья кочевала за отцом. В первый класс я пошел в польском городе Легница, где отец служил в составе Северной группы войск. Переехали в город Лиду в Белоруссии – учился там. Окончил среднюю школу №2 в Минске и в 1973 году поступил в Ейское высшее военное авиационное училище. Выбор был обусловлен тем, что только здесь готовили летчиков по профилю «истребительно-бомбардировочной авиации», то есть по отцовскому профилю. В звании лейтенанта после окончания училища был направлен служить в 116-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ). Полк в составе ГСВГ (Группа советских войск в Германии) дислоцировался в городе Бранд. Там я проходил службу, стал летчиком сначала 3-го, 2-го, а потом и 1-го класса, капитаном. В мае 1982 года перевели в Белоруссию, в г. Поставы Витебской области. В 80-е и 90-е, когда, будучи ведущим групп по 3-4 самолета, перегонял МиГи с авиазавода Улан-Удэ в Поставы и на авиазавод в Иркутске и обратно. Практически всегда маршрут моей группы проходил через аэропорт Кустаная.
– Общественность города знала об этом? С кем вы встречались в Кустанае?
– В один из перелётов я побывал и в редакции «Ленинского пути». Тогда же в группе из трех летчиков посетили ряд производств. Вручали комсомольские билеты и повязывали галстуки вступающим в пионеры. Общались с военкомом. Мои тогдашние ведомые и сейчас при встречах вспоминают гостеприимный Кустанай, особенно посещение кондитерской фабрики и мясокомбината. Откровенно признаться, нас тогда вовремя и основательно подкормили на этих встречах – деньги-то у нас к концу второй подряд командировки кончались, а до дома было ещё далеко.
– Вас, наверное, всегда представляют как сына дважды Героя?
– В Костанае, конечно, я всегда буду сыном Леонида Беды, это естественно. Да и в авиации отец широко известен, он был действительно прославленный летчик и руководитель. И для меня остается примером во всём – и в отношении к работе, к людям и даже к технике. Я старался подражать ему, держать имя семьи. Например, Военно-воздушную академию имени Гагарина окончил с одной «4», а отец – с золотой медалью, так же, как и академию Генерального штаба. Ребята шутили, что меня «зарезали» из-за малого комплекта золотых медалей.
– Люди, которые вас знают, говорят, что вы очень трепетно относитесь к памяти отца. Так же, как к истории семьи, и к истории, как науке…
– Это и есть полноценная человеческая жизнь – чтить родителей, знать предков, уважать государство, в котором живешь и работаешь, стараться быть ему полезным. Таким был Леонид Игнатьевич, мой отец. И я после Академии поехал служить на Дальний Восток только потому, что отец мечтал там работать. Но уже много лет, как его нет, и я надеюсь, что и сам заработал авторитет, состоялся как гражданин и как профессионал.
Леонид Беда – отец, с молодыми летчиками, 1974 г.
– Вы не так давно уволились из армии, перешли в гражданскую авиацию. Интересная у вас работа сегодня?
– В конце службы, с 1998 года, я работал летчиком-инспектором в службе безопасности полетов ВВС. А в 2003-м для разработки единой нормативной базы государственной авиации Республики Беларусь и контроля за состоянием безопасности полетов, расследования авиационных событий (катастроф, аварий и инцидентов) было создано Управление Вооруженных сил по регулированию деятельности государственной авиации Республики Беларусь. Формирование этой структуры поручили мне, и я там был начальником вплоть до увольнения из армии в 2009 году. На одном из сборов по безопасности полетов в Москве я познакомился с начальником Службы безопасности полетов Вооруженных Сил Казахстана полковником Юрием Хохловым. С ним крепко дружим по сей день. Сейчас работаю в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь заместителем начальника отдела лётных стандартов и поддержания лётной годности.
– Сотрудничество с Казахстаном считаете важным? Мы, три государства, все активнее углубляем интеграцию – в ближайшие дни должен быть подписан договор о создании ЕАЭС. Вы не из числа критиков этого союза?
– Любой союз сближает. Особенно важное, по-моему, значение в наше непростое время имеет сближение в любой форме народов и государств, будь то Таможенный союз или так называемое постсоветское пространство. И мы просто обязаны сделать всё, чтобы не проливалась кровь братских народов.
– Леонид Леонидович, по отцу вы – украинец, не так ли? А если вспомнить те регионы, в освобождении которых участвовал Леонид Беда-старший в годы Великой Отечественной войны, то это не только Сталинград, Белоруссия и Литва, но и Донбасс, юг Украины, Крым – самые горячие точки на политической карте Европы. Как бы ваш отец, если бы он был сегодня с нами, отнесся к нынешним украинским событиям?
– Отец родился в Кустанайской области, но наши деды переселились в Казахстан из Украины еще до революции 17-го года. Думаю, что нынешние события отозвались бы в сердце отца большой болью. Он прошел войну от Сталинграда до Кенигсберга, видел не только гибель своих боевых товарищей, но и страдания мирного населения. Абсолютно правильно говорят: никто так не жаждет мира, как военные. Нельзя доводить события до такого напряжения, когда ничего другого не остаётся, кроме как воевать. Все проблемы нужно решать дипломатически.
– Но именно политики сегодня перешли от дипломатии к угрозам. К каким последствиям это может привести?
– Официальная позиция Республики Беларусь по данной тематике озвучена президентом страны. Наше государство никому не угрожает. И угроз в наш адрес не слышно. В любом случае, в республике есть боеспособная армия, она стоит на защите государства. Лично я уверен, что тех событий, которые сегодня происходят в Украине, не будет ни в Беларуси, ни в России, ни в Казахстане. О причинах украинских событий не раз говорил наш лидер: это развал государственной системы, тотальная коррупция, экономический упадок. Все это видно и невооруженным глазом. Мы с семьей в прежние годы ездили отдыхать в район Одессы – в Затоке, к примеру, белорусов можно было часто встретить. Мы сравнивали даже состояние наших полей и Украины. У нас они значительно лучше, хотя Украина всегда была житницей. Еще Маркс говорил, что экономика неизбежно выходит на политическую арену, если не справляется со своими задачами. Надо всем делать выводы, сказал Александр Лукашенко, и с этим нельзя не согласиться.
– Приезжайте в Костанай вместе с семьей, сравните наши поля с вашими…
– Надеюсь побывать, показать красоты Казахстана и своей дочери, она учится в колледже. Жена у меня тоже военная, начинала служить на аэродроме рядовым, «писарем», «наблюдающей за шасси» – прошла все ступени до старшины, с переездом в г. Минск перевелась в погранвойска, прапорщик, работает в делопроизводстве. Такая у нас военная, но очень мирная семья.
Выражаю искреннюю благодарность Аскару Нургалиеву за помощь в подготовке материала.