Судебные иски между аграриями и страховыми организациями по поводу страховых выплат уже никого не удивляют. Но ситуация, изложенная в письме крестьян в «КН», выходит за рамки заурядного хозяйственного спора.
Под письмом поставили свои подписи и даже заверили их печатями сразу несколько руководителей КХ из различных районов. Их всех объединили судебные тяжбы с ПК ОВС «Аманат-Полис», отказавшемся выплачивать им довольно крупные страховые выплаты. В качестве двух примеров приводились суммы с шестью нулями. Именно во столько был оценен ущерб, нанесенный засухой 2012 года хозяйствам Кайрата Сыздыкова из Аулиекольского района и Асета Сейфуллина из Узункольского.
О тех сложных погодных условиях все хорошо помнят, так что при беглом чтении письма невольно возникала мысль: конечно же, не прав страховщик. Но потом, уже вникая в тонкости конфликта, начинаешь спотыкаться о некоторые странности. В частности, когда узнаешь, сколько денег заплатили крестьяне страховщику. Цитирую фразу из этого письма: «...фермер (Кайрат Сыздыков. – Прим. ред.) внес свою страховую премию в размере 10664 тенге и отбыл в поля трудиться».
То есть, если судить по указанной сумме, в 2012 году это КХ засеяло не более 160 гектаров. Однако на самом деле застрахованный посев оказался больше в несколько раз – 531 га. Но каким образом, если минимальный тариф при страховании должен быть не менее 67 тенге за один гектар? А очень просто: фактическая плата была в три раза меньше установленных законом нормативов. Примерно такая же ситуация сложилась и в других крестьянских хозяйствах, главы которых сейчас жалуются на ОВС «Аманат-Полис». В итоге открывается неприличная, с точки зрения закона картина, когда пострадавшие от засухи сельчане пытаются отсудить у страховщика многомиллионные выплаты, хотя прекрасно понимают, что сами же нарушили закон, а значит, заключенные ими с ОВС договоры – недействительны. Тем более многие из них в договоре самолично написали, что на страховые выплаты не будут… претендовать. Им нужен был лишь полис обязательного страхования.
Тут к месту вспомнить и случай двухгодичной давности, когда глава крестьянского хозяйства «Вайнах» Узбек Исаев из Тарановского района обратился с письмом к министру сельского хозяйства РК с просьбой навести порядок в исполнении закона об обязательном страховании в растениеводстве. Дело в том, что к нему обратился представитель одного ОВС с предложением застраховать посевы по 30 тенге за один гектар при условии, что он не будет претендовать на страховые выплаты, если произойдет страховой случай. В принципе, этот случай мало кого удивил, потому что подобные условия предлагают, чего скрывать, и некоторые другие страховщики. Иное дело, что законопослушного Исаева это возмутило, а менее щепетильные руководители хозяйств не только соглашаются на фиктивные договоры, но и даже сами их инициируют. Мол, не снизите в два-три раза сумму тарифа, что положен по закону – обращусь в другую компанию или ОВС.
Понятно, что столь откровенный беспредел известен соответствующим органам. И весной прошлого года специалисты облтеринспекции в АПК министерства сельского хозяйства РК, в функции которой входит контроль за исполнением закона об обязательном страховании в растениеводстве, строго предупредили, что во время проверок будут особо обращать внимание на размеры тарифов. И если выявится отклонение от нормативов, то заключенные договоры будут считаться недействительными и обе стороны понесут административную ответственность за нарушение законодательства. К сожалению, за грозными предупреждениями не последовали конкретные дела, поскольку выявлять нарушения в применении коэффициентов при расчете страховых премий имеет право другой уполномоченный орган, а он, как оказалось, не намерен контролировать страхование в растениеводстве.
Впрочем, иной раз нарушителей наказывает сама жизнь: хотели некоторые крестьяне откупиться от закона фиктивным договором, но случилась засуха... Что интересно, они хотели свои промахи компенсировать за счет других членов общества взаимного страхования. В письме крестьяне негодуют, дескать, убытки должны нести все члены кооператива, так что надо было «собрать дополнительные взносы и расплатиться с нами, то есть выплатить пострадавшим страховые выплаты». Но этот финт не удался. Зато другие 93 хозяйства, входящие в это ОВС, за потери, которые понесли в тот год из-за засухи, получили около 40 миллионов страховых выплат (это уже с учетом 50-процентного государственного возмещения).
Да, и многие страховщики отнюдь не белые и пушистые. В подобных ситуациях их действия, по идее, подлежат штрафу. Но кто из них был оштрафован? Вопрос, понятное дело, риторический. Председатель правления этого ОВС Жетес Амантаев говорит, что в нашей области – самая высокая в республике конкуренция между страховыми организациями. В такой ситуации, признался он, почти каждое ОВС стремится привлечь максимальное количество страхователей. Откажешься от того, кто предлагает заплатить всего лишь 20 тенге за один га – его мигом перехватят другие общества.
Можно долго и, к сожалению, пока безрезультатно говорить о необходимости наводить порядок в страховании в растениеводстве. Но давайте скажем прямо: при стремлении к справедливости не следует опираться на кривду. А крестьяне хотели, что называется, и рыбку съесть, и сковородку не помыть. И в итоге получили хороший урок. Впрочем, он важен для всех, кто после завершения посевной, придет в страховые компании или в ОВС, чтобы, как требует закон, застраховать свои посевы.