Это интервью с известным в Украине общественным деятелем, редактором газеты «Русская правда» было записано в Шанхае, где недавно проходил очередной Всемирный конгресс русскоязычной прессы. У Сергея Проваторова, который видит ситуацию в Украине изнутри, по многим позициям оказалось неожиданное мнение.
«Это произошло не вдруг!»
- Сергей Германович, почему произошло такое непонимание между Украиной и Россией? Кто в этом больше повинен?
- Первый и главный корень зла - в самом факте разрушения Советского Союза. Затем все президенты и правительства, которые были в Украине, вели русофобскую и антироссийскую политику. А со стороны России, к сожалению, усилия прилагались только для того, чтобы договориться с правящей элитой. Причина многих проблем бывших союзных республик - в распаде СССР.
- Но, что касается Евромайдана, это ведь не единственная причина?
- Нельзя скидывать со счетов Запад, который прилагает усилия, чтобы между Россией и Украиной как государствами усугублять разрыв. Американцы и Евросоюз, начиная с перестройки в СССР, работали на это, и теперь говорят открыто: были средства на то, чтобы Украину оттянуть от России.
- В итоге получилось вбить клин?
- Да, получилось. Есть один пример. Мои российские товарищи спрашивают: «Почему вдруг так много граждан Украины настроено против России?» Я отвечаю так: «Это произошло не вдруг!» Это происходило все 23 года независимости Украины. И все это время Россия вообще не прилагала усилий, чтобы как-то влиять на наше гражданское общество. Власть будет сильна там, где она, решая стратегические и тактические задачи, одновременно решает народные проблемы. Тогда граждане эту власть будут поддерживать. Вот, говорят, чиновники в Украине понастроили себе дворцов. Да было бы смешно, если бы президент жил в квартире многоэтажного дома, и бабули возле подъезда поджидали его с работы. Вопрос в другом - надо при этом для государства и для народа быть полезным. А у нас сложилось так, что от президента к президенту - всё хуже и хуже. То, что произошло в этом году, напрямую связано с тем, как вел себя Янукович и всё его окружение.
«Чиновники оторваны от народа»
- И как же вели себя Янукович и его окружение?
- Они сделали всё, дабы настроить против себя все более-менее активные социальные, профессиональные, общественные группы. Например, я зарегистрирован как частный предприниматель. На выборах я призывал людей поддержать Януковича. Я считал, что он более приемлемая, чем Тимошенко, кандидатура на президентский пост. Но когда Янукович стал главой государства, в стране был внедрен новый налоговый кодекс. Народ и так был уже ободран, а тут еще более суровое налоговое законодательство. Но при этом оно облегчало жизнь самым богатым за счет среднего и низшего слоев по уровню доходов населения. Это вызвало бурю протестов. Представляете, и без американских денег бизнесмены средней руки выходили на улицы и устраивали акции протеста. Тогда я подумал, что Януковичу и его правительству такого не прощу. Ведь это коснулось и лично меня. То есть в стране постоянно проводилась антинародная, антисоциальная, и антиэкономическая политика.
- Именно этим вас не устраивала Партия регионов?
- Есть фраза: единожды солгав, кто тебе поверит?! Многие люди, которые находятся у нас во власти и переходят из одной структуры в другую, постоянно меняют свое мнение по одному и тому же вопросу. Это легко отследить по публичным выступлениям. 99 процентов людей в партии Януковича не думали о народе, о государстве, а думали только о своих и корпоративных интересах. Это лживое сообщество людей, которое считает себя политиками. У меня есть любимая фраза Черномырдина: «И даже думать не смейте, что когда- нибудь будет легче». Это про Украину.
- Партия власти не имела власти реальной? Или ей просто было не интересно решать проблемы народа?
- Думаю, что власть они имели. Проблема в другом - чиновники оторваны от народа. Я не ставил перед собой задачу изучать ситуацию в Казахстане. Но, если судить о том, что я слышал, видел и читал, ваш президент находит способы сохранять баланс сил. Или Белоруссия: сколько американцы и европейцы не пытаются туда вбухать денег, чтобы свалить Лукашенко, ничего не выходит. А всё потому, что народ в основной массе не считает Лукашенко диктатором и поддерживает его. Но есть также иной пример. В Белоруссии мне рассказали про молодую семью врачей из Бреста. У них своя практика, для этого государство дает хорошие кредиты. Я спрашиваю: «Как они оценивают режим?» Оказывается, не очень довольны. А чем? Врача не устраивает то, что, видите ли, Лукашенко на парад приходит со своим сыном-школьником и говорит: «Вот, растет моя смена». А что вы хотите, чтоб он говорил: «После меня хоть потоп?!» И что плохого будет для Белоруссии, если он сможет вырастить на смену себе такого же Лукашенко?! Там стабильность, безопасность. Мы ходили по ночному Минску, и видели, какая приличная молодежь, нигде не слышали брани, мусора не видно. Так, чего же вам, белорусы, не хватает?!
- История России и многих других государств говорит о том, что жесткий режим - не самый плохой для народа...
- Именно. Я хорошо помню пресс-конференцию Лукашенко. Кстати, этот вопрос и ответ не вошли в стенограмму для публикации. А вопрос был такой: «Как вы навели порядок в стране?» И Лукашенко сказал, что ответит не для протокола. Ответ был такой: «Я собрал силовиков и сказал им, что у государства должна быть крепкая власть. И поскольку у нас президентская республика, правитель должен быть один. Я собрал всех криминальных авторитетов и сказал: «Товарищи воры, так сложилось, что я президент. Предлагаю легализовать ваши бандитские доходы, вложить деньги в открытую экономику и законно зарабатывать. А по-другому у нас ничего не получится». Впечатление было такое, что они махнули на странного президента рукой. Я им дал срок, а по его истечению вижу, что результата нет. С той поры воры в законе в Белоруссии перевелись: «иных уж нет, а те - далече». Кто из европейских государств может похвастать таким порядком?!
«Я сторонник унитарного государства»
- Что ждет Украину?
- У большинства моих соотечественников нет никакого капитала, который бы позволил им пережить кризис в Украине, если он будет усугубляться. Большинство людей хотят, чтобы ситуация мирно урегулировалась. Для нас важно жить в обществе, в котором государство будет качественно решать социальные и экономические проблемы на благо людей. Это можно сделать только в социально-ориентированном государстве. Но вот нужна ли нам федерализация? Я считаю, что не нужна, я сторонник унитарного государства. Потому что речь идет о глобальной геополитической конкуренции, в которой мы должны защищать наши богатства, наши ресурсы. И тут у нас есть два пути. Первый - найдем новые возможности взаимодействия в рамках нашего постсоветского пространства и тогда выберемся из кризиса. Второй - пойдем по навязанному нам пути некой открытой конкуренции, в которой мы победить не сможем.
- То есть Украине в Евросоюз никак нельзя?
- Некое взаимодействие с Евросоюзом может развиваться по многим сценариям, которые, в том числе, будут и благотворны. Но то, что предлагают сейчас западники, не соответствует нашим интересам. Идею так называемого европейского выбора власти массированно внедряли с сознание моих сограждан на протяжении многих лет. Начиная с пропаганды, которая проводится в школах. Но эта пропаганда некорректна и в значительной части лжива: мол, выберете Европу - будете жить, как они. Но ведь этого не произойдет в обозримом будущем. Даже через два-три поколения!
- И всё же, надежда есть?
- Можно занять либо позицию раба, либо осознать, что нужно самим создавать условия для нормальной жизни. И искать для этого пути. Важно трезво смотреть в будущее. Я не вижу, кто сегодня может помочь Украине. Не закабалить ее, а именно помочь. Те, кто выступают против Евразийской интеграции, либо далеки от понимания сути происходящего, либо просто работают по заказу Запада и США. Так называемые экономические интересы - это основа тех проблем, которые мы имеем. Я не испытываю иллюзий насчет возможности самоорганизации нашего народа. Недавно я был на площади Независимости в Киеве. Сейчас Майдан как Диснейленд - там ходят туристы, фотографируются. Когда смотрю на это, я понимаю, что мы вступаем в отвратительный период, который трудно охарактеризовать. Сейчас самое неблагоприятное время для прогнозов.
- Украина будет другой, Россия - тоже, весь мир будет другим. А что делать людям?
- Проблема в том, что никто не знает, каким будет мир. Уверен, он не изменится после событий в Украине. Сейчас для любой из сторон конфликта надо понимать, что именно люди и есть главная ценность, вне зависимости от того, будет страна федеральной или унитарной. Главное, что нужно сделать - остановить противостояние!
- Спасибо, будем на это надеяться.
Беседовал Сергей
Харченко, главный
редактор «КН», доктор
политической
социологии, профессор
Шанхай-Урумчи-
Астана-Костанай