Так считает сельский хирург, о котором 15 мая рассказали «Костанайские новости». Напомним, восьмилетний мальчик, спрыгнувший с бетонной плиты, упал на арматуру, которая прошла сквозь его шею, челюсть и вышла возле уха. Спас ребенка Вадим Кухарь.
Доктор Кухарь с пациентом уже в качестве доктора-эндоскописта.
Наш корреспондент в Аулиеколе Галина Тевс встретилась с сельским врачом, чтобы познакомить читателей «КН» с ним поближе.
Я узнала, что Вадим Владимирович Кухарь в детстве мечтал быть артистом. Почему, объяснить не может. Ведь в его роду не по материнской, не по отцовской линии актеров не было. Впрочем, и на медицинскую стезю он как представитель фамилии вступил первым. В 90-е годы в образовании уже шли реформы, и после окончания медицинского колледжа можно было поступить на второй курс мединститута. Кухарь до сих пор считает, что это было правильным делом. Медколледжи дают и знания, и хорошую практику, а начинать в институте все с азов, как это делается сейчас, – терять время.
Его специальность после окончания Карагандинского медицинского института – детский хирург. Жена – педиатр. Казалось бы, за докторской семьей работодатели должны были стоять в очереди. Но молодые специалисты с маленькой дочкой и дипломами на руках работу искали сами. Прежде объехали немало мест. Остановились на Аулиеколе. Работа нашлась обоим. И жилье тоже. Правда, как городскому жителю Вадиму Владимировичу (он родился и вырос в Балхаше) к сельскому быту пришлось привыкать. Пока приобретал навыки жизни селянина, печку доставалось топить жене – она выросла в деревне. Но супруги даже не думали менять место жительства.
– Быт не главная трудность, – делится Кухарь. – Врач на селе должен забыть об узкой специальности. Я, к примеру, поначалу дико боялся взрослых пациентов. А ведь в твое дежурство поступают больные любого возраста. И не только с травмами и аппендицитами, так что приходится осваивать навыки других медицинских специальностей. Хочешь ты этого или не хочешь, но надо быть универсалом.
– Кстати, Вадим Владимирович, об аппендицитах. Молодые специалисты, отказываясь ехать работать в сельскую местность, практически всегда в качестве причины называют не быт, а слабую материальную базу сельских больниц. Дескать, нет возможности развиваться, совершенствоваться в профессии. Мол, на аппендицитах руку не набьёшь.
– Это отговорка. Я с этим совершенно не согласен. Да, в городских больницах больше условий для проведения сложных операций, диагностирования. А что касается практики, то сельского врача, поверьте, сложности стороной не обходят. Ведь с тем же аппендицитом порой из наших сел людей по трое суток доставляют, особенно зимой. Запущенность заболевания, осложнения, самолечение – всего этого хватает с лихвой. Только работай! И тут каждый раз надо искать правильный выход из ситуации. Поэтому, уверяю, опыта набираешься огромного! Если молодых специалистов пугает только это, пусть читают Чехова. О сельских докторах лучше Антона Павловича ещё никто не сказал.
Наверное, благодаря именно этому опыту Вадиму Владимировичу удалось совсем недавно спасти мальчика, упавшего на арматуру, которая вонзилась ему в шею и вышла возле уха. Раздумывать было некогда: пришлось доктору сначала взять в руки болгарку, чтобы перепилить арматуру. А потом уже вместе с коллегой оперировать. Все закончилось замечательно. Ребенок здоров, родители счастливы. Но только, если бы они не рассказали журналисту об этом уникальном случае, никто бы о нем и не узнал.
Сам Вадим Владимирович лишний раз об этом говорить не хочет: времени жалко на то, чтобы разглагольствовать об обыденной, на его взгляд, работе.
Сегодня доктор Кухарь – врач-эндоскопист. Он прошел очередную переподготовку и работает с другими пациентами и на другом оборудовании. Срок его хирургической лицензии истек. Больнице нужен доктор новой специальности. Жалеет ли он об этом?
– Нет. Это тоже интересная и необходимая область в медицине. А разве освоение нового – это не есть развитие? Я теперь и представить не могу, что раньше в нашей больнице не было возможности проводить эту процедуру. Ведь из 100 проверенных нами больных у двоих выявляется онкологическая патология, о которой пациенты даже не догадывались. Выявить болезнь на ранней стадии – значит спасти человека. А не в этом ли предназначение врача?
– Вадим Владимирович, все же тринадцатилетний опыт работы, видимо, уже позволяет перейти и в городскую больницу. Не хотелось бы?
– Нет. Мне сельская жизнь стала нравиться. Я даже из отпуска возвращаюсь с большим удовольствием. Потому что возвращаюсь домой.