Летом, когда уже были очевидны сложности в связи с засушливой погодой, между Минсельхозом, холдингом «КазАгро», Союзом мукомолов и акиматами областей был подписан меморандум о мерах по стабилизации цен на хлеб и муку первого сорта, а также о мерах, которые должны не допустить снижения поголовья скота, иначе говоря, было предложено создать стабилизационный фонд кормов для животноводства.
Насчет хлеба и муки механизм давно уже отработан: Продкорпорация отгружает зерно по сниженной цене (в этом году – 28 тысяч тенге за тонну) напрямую мукомольным предприятиям-операторам для производства муки первого сорта по фиксированной цене. А потом пекарни через систему розничной торговли направляют хлеб из этой муки по опять-таки фиксированной цене.
Иное дело, когда мы говорим о кормах из стабфонда. Взять хотя бы отруби. Ведь если их получили при переработке государственного зерна, то они тоже должны продаваться по фиксированной цене. Собственно, так и есть: за август-октябрь в области было реализовано 789 тонн отрубей по цене 15 тысяч тенге за тонну. Причем продавали мельницы-операторы. Но кому? На этот вопрос трудно получить ответ. Тут особого контроля нет, и потому возникают понятные сомнения: а как купил сельчанин эти стабфондовские отруби – напрямую у переработчика или у посредника, который перепродал по 550 тенге 20-23-ки¬лограм¬мо¬вый мешок? И сельчане покупают, выкладывая за тонну 22-27 тысяч тенге.
А зернофураж отпускается из стабфонда по разнарядке из столицы, причем только свиноводческим хозяйствам и птицефабрикам. Так вот костанайским птицеводам выделено 3957 тонн корма, а свинофермам – всего 338 тонн. Последняя цифра, конечно же, удивляет: в нашей области по состоянию на 1 октября было 234 тысячи голов свиней, в том числе в сельхозпредприятиях и КХ – почти 20 тысяч голов. Но даже для ферм 338 тонн – дробинка для слона. Что тут говорить о сотнях тысяч животных на сельских подворьях, которые по-прежнему поставляют основную часть мяса на прилавки? Где и по какой цене найдут корма для них сельчане?
И на этот вопрос вряд ли кто-то сможет ответить. Да, по полтонне-тонне фуража крупные хозяйства продали подворьям. Ну, с натяжкой хватит на одну свинюшку и на полтора десятка куриц. А если в сарае пять-шесть свиней? Выход один – езжай в город и покупай зерноотходы мешками по цене 30-35 тысяч тенге за тонну. А ведь основную часть сельхозпредприятий, заметьте, поддерживает государство. И, по большому счету, когда возникает сложная ситуация, они в свою очередь могли бы более существенно поддержать подворья.
В области нынче создан и стабфонд сена, это 10 процентов от общего объема заготовленных кормов – чуть более 100 тысяч тонн. Руководителям сельхозпредприятий было предложено продавать сено не дороже 8 тысяч тенге за тонну. Но корма, разумеется, потребуется больше. Допустим, в ТОО «Приреченское» Денисовского района для частного сектора, говорит директор хозяйства Владимир Шулер, надо будет выделить не менее 25 процентов сена от заготовленного. И его выделят. А цена здесь – 6 тысяч тенге за тонну. Но так решается этот вопрос далеко не во всех селах.
Мы созвонились с главой крестьянского хозяйства этого же района Виктором Корелем, который выращивает свыше сотни голов КРС и примерно такое же количество свиней, и задали вопрос о получении кормов из стабфонда. Виктор Яковлевич удивился: какой фонд? Какие корма? Эта ферма не субсидируется ни по молоку, ни по мясу. Одна из причин – объем производства мал. А представляете, сколько человек кормит это хозяйство!
Но это эмоции, а им, сами понимаете, не место в госпрограммах, поэтому Корель выкарабкивается из сложной ситуации самостоятельно. Не хватило нынче свежего сена – прессует солому. Благо, имеется небольшой прошлогодний запас сена, да и без фуража не остался, поскольку есть несколько сотен гектаров зернового клина. Так что зимовку хозяйство наверняка преодолеет. Но есть ли такой запас прочности у других хозяев подворий?