Мало кому известная в области речушка Желкуар уже на протяжении 7 месяцев держит в круглосуточном рабочем напряжении десятки строителей. И уже наступает время икс - по графику в ноябре на этом объекте должны разрезать финишную ленточку.
Буйный норов водной артерии, берущей начало на южных отрогах Урала, оценен в миллиард тенге. Именно во столько обойдется сооружение гидрологических объектов Желкуарского водохранилища, питающего водой население Житикары и градо¬образующий асбестовый комбинат.
Первый раз я был здесь в начале дождливого мая. В густом тумане наблюдалась большая концентрация экскаваторов, большегрузных самосвалов и начальства. Каждый вторник, еженедельно, первый зам акима области Виктор Мейстер проводил здесь рабочую планерку. Вывод я сделал простой: объект суперсерьезный, что называется, на нервах. Так что за необходимость была в этой стройке?
Экскаваторщик Александр Шапошников из Рудного максимально обеспечен работой.
Желкуарское водохранилище с комплексом гидрологическх сооружений появилось 48 лет назад. Вода нужна была активно развивающейся Джетыгаре, ряду хозяйств, чья экономика отныне завязывалась на поливном овощеводстве. В итоге в десяти км от города появилось водохранилище емкостью 28 млн кубометров и плотиной 620 метров. Водоотводные каналы были рассчитаны на сброс 520 кубометров воды в секунду – это на случай форс-мажорных ситуаций. Большего, казалось, и не требовалось, поскольку укоренилось мнение, что самое большое половодье у нас принимает Тобол, затем идет Аят, и соответственно, замыкает строчку Желкуар. Однако в 1971 году прозвенел первый тревожный звонок: плотину прорвало. Ее нарастили на два метра, удлинили, но через 14 лет история повторилась. Хозяйства потеряли огороды, эрозия почвы внесла в карту района бессмысленные овраги. Затишье продолжилось относительно недолго – в 94-м опять рвануло. Паузы между катастрофами в следующие годы стали еще короче: в 2000 и 2005 годах половодье в очередной раз доказало, что ждать милости от природы не стоит. Водосбросные сооружения, рассчитанные на 520 кубов воды в секунду, принимали за ту же секунду 1260 кубов безудержного потока.
Виктору Мейстеру к подобному напряженному ритму не привыкать.
Казалось бы, вещь очевидная: надо было не медля реконструировать Желкуарское водохранилище. Вот только это не тяпкой арык закрыть – нужны немалые деньги, а еще больше – обоснование их траты. Тот же Мейстер не раз выезжал в правительство, чтобы убедить главных казначеев страны в том, что малозаметная речушка Желкуар совсем не вдруг за последние два десятка лет повела себя разрушительным монстром. Для этого пришлось даже ставить гидрологический пост в поселке Чайковском, чтобы метеорологи подтвердили аномальный объем стоков из Челябинской области. Но старались не зря!
Все, что связано с объектами жизнеобеспечения, содержит в себе определенный драматизм. Нынешняя стройка исключением не стала: деньги на нее правительство дало только в апреле, а по графику значится, что в ноябре тут должны резать финишную ленточку. Ноябрь уж наступил…
Будущий строитель Альбина Кожахметова получает отличную практику.
Нынче здесь картина, напоминающая ударную комсомольско-молодежную стройку времен СССР. Вагончики, железобетонный узел и даже пост нуротановского партийного контроля. Студенты из местного политехнического колледжа гармонично вписываются синими спецовками и молодым задором в ритм большого слаженного дела. Их наставник мастер производственного обучения Галина Коксюк проводит на стройке свой 30-й педагогический год.
На дне гигантского рукотворного русла, убранного в камень, бетон и сталь арматуры, желтые карьерные тягачи похожи на муравьев. На мой вопрос, как долго еще россиянам здесь быть, прораб Александр Засыпалов с нарукавной нашивкой «Уралмостострой» коротко ответил: «Как мост построим». Вопросы подобного толка своим, костанайским, подрядчикам я задавать не стал – народ пашет, и понятно, что будет пахать до упора…