Это схема поиска клиентов для покупки так называемого залогового жилья – квартир должников, которые банки продают с торгов. Если клиент банка, взявший в нем ипотеку, не может гасить кредит – банк выставляет такое жилье для продажи с торгов. Об этом дается объявление в газетах. На это объявление тут же слетаются риэлтеры. С торгов квартиры нередко идут по невысокой цене – банку важно вернуть остаток задолженности, а не беспокоиться о судьбе своего клиента. Тому же самому принципу – получить свои деньги – следует и риэлтер. Он тут же дублирует банковское объявление, причем в более заманчивой форме, и внизу оставляет свои контакты. На практике это выглядит так: вы натыкаетесь на такое объявление: «Продам 3-комнатную в центре (этаж и площадь – нормальные) за 25 тысяч у.е.». Согласитесь, мимо такого выгодного предложения трудно пройти.
На такое объявление и наткнулся житель областного центра Владимир Суслов, продавший свою двухкомнатную квартиру и желавший купить трехкомнатную. Агент по недвижимости заверил по телефону, что обычно такие квартиры раскупаются влет, но у него еще есть возможность заполучить ее. Для этого нужно внести залог – 10 тысяч долларов – и спокойно дожидаться торгов, которые состоятся через месяц. Никаких сомнений – торги выиграет только он! Конечно, там для порядка будут и другие участники. Но никакого риска нет – по внесении залога можно считать, что квартира в кармане! Тем более остальную сумму в 15 тысяч долларов можно будет оплатить уже после.
Владимир честно внес 10 тысяч долларов и стал ждать. По словам Владимира, прошло несколько месяцев, но в указанной квартире по-прежнему живут банковские клиенты.
Связаться с риэлтером, с которым имел дело Владимир Суслов, нам не удалось – его сотовый телефон отключен, а городского телефона нет. Кстати, это характерно: в объявлениях о продаже залогового имущества, риэлтеры указывают номера сотовых телефонов. То есть, в случае форс-мажора, они могут просто сменить номер и оказаться вне зоны досягаемости клиента.
Чтобы выяснить, как на самом деле обстоит дело с приобретением залогового имущества, мы позвонили по одному из номеров в объявлении о продаже такого жилья. Риэлтер, по телефону представившийся Русланом, заверил нас, что процедура абсолютно законна и безопасна: «Иначе как бы мы этим занимались, сами подумайте?! Нас бы уже всех давно привлекли». Более того, агент по недвижимости разоткровенничался и поведал, что стал специализироваться исключительно на залоговых квартирах. Люди всегда хотят подешевле, и потому с такими квартирами быстрее идет оборот. И до сих пор все оставались довольны.
А когда мы рассказали ему о случае с Владимиром, посетовал: «Да, вот такие недобросовестные риэлтеры бросают тень на всех нас. Мы аферами не занимаемся, у нас все по-честному. Более того, могу сказать, что совсем не обязательно вносить залог 10 тысяч долларов – у нас, к примеру, достаточно и 3 тысяч долларов. А вообще, советую вам такого рода сделки заключать в агентствах, а не с риэлтерами-одиночками, как в данном случае».
Тут есть два важных вопроса. Как риэлтер может гарантировать своему клиенту, что он выиграет в торгах по продаже квартиры? Ведь торги открытые и альтернативные. Или это только видимость? И второй вопрос: вернет ли риэлтер в случае неудачи на торгах залог – те самые 3 или 10 тысяч долларов? Судя по истории Владимира Суслова, нет.
Эту тему мы обязательно продолжим.