– Об этом широко не упоминалось – в Костанайской воинской части 6697 установили 26 видеокамер. Зачем?
– Само наличие видеонаблюдения – уже сдерживающий для солдата фактор. Была разработана программа борьбы с преступностью на 2010-2012 годы. Один из ее пунктов – установление видеокамер. Есть моменты, которые командиры части могут просто не заметить, но которые могут привести к преступлениям. Поэтому камеры и были установлены в тех местах, где солдаты проводят свой досуг, а также в казарме, где солдаты ночуют. В случае возникновения каких-либо ситуаций, можно будет объективно в них разобраться.
– Стараетесь предупредить, нежели затем разбираться в последствиях?
– Главное – предупредить! Ведь человек, совершивший преступление и отсидевший срок, нередко выходит на свободу уже для того, чтобы вновь совершать преступления. И сегодня мы делаем все, чтобы этого не случалось. Помощник военного прокурора еженедельно выезжает в воинские части, где солдаты проходят срочную службу. Проводится осмотр солдат на предмет выявления каких-либо травм, синяков и так далее. Установлены также почтовые ящики прокурора, причем мы их ставили сами – специально в тех местах на территории части, где солдат может опустить письмо и при этом не быть замеченным.
– Все эти нововведения дают результат?
– В сравнении с минувшими годами количество уголовных дел резко сократилось. За 10 месяцев было 12 сообщений от солдат, которые они бросили в ящик прокурора. В основном по вымогательствам – нужны деньги, чтобы проводить «дедушку». Недавно потребовал, чтобы командир роты, откуда пришло последнее письмо, спал в казарме: «Если вы не можете навести порядок – ночуйте с солдатами». Для меня важно, чтобы солдаты ушли домой без физических и психологических травм.
– Командиры понимают свою роль?
– Да. Мы командира развернули таким образом к службе, чтобы он сам был не заинтересован в любых правонарушениях со стороны солдат. Я всегда командирам воинских частей говорю так: «У вас служит, допустим, сто человек, вы как командир, как психолог должны из этих 18-летних парней сразу выявить 3-4 человек, которые портят всю службу, пытаются устанавливать свои права». А затем нужно на этих ребят повлиять. Например, по нашей инициативе для этого разработали положение «Солдатский клуб». Цель проекта – командир должен на период службы солдата стать ему и отцом, и матерью. Да, каждый молодой человек индивидуален, и с ним нужно работать. Если он музыкант – давайте организуем музыкальный кружок, закупим инструменты, проведем конкурсы. Давайте я лично как военный прокурор Костанайского гарнизона поблагодарю в письме родителей солдата за то, что воспитали такого парня. И я это уже много раз делал и буду делать. А завтра, когда молодой человек окончит службу, я напишу начальнику отдела полиции о том, что он отлично служил и готов работать в органах внутренних дел. Из всего этого и складывается отношение к армии.