Кипрский президент Димитрис Христофиас еще летом в интервью каналу Евроньюс заявил, что «...не удастся справиться с экономическим кризисом, лишь проводя политику бюджетной экономии... без более справедливого распределения благ, произведенных в Европейском союзе». Неудивительно, что внеочередной саммит ЕС, состоявшийся на прошлой неделе, так и не пришел к единому мнению по поводу своего бюджета на 2014-2020 годы.
Страны Европейского союза в условиях кризиса всё больше напоминают мифологические персонажи, с усердием решающие самими же созданные проблемы. Германия – в образе Геракла, готового совершить подвиги ради сохранения интеграционного пространства. Ассоциации для Греции – Авгиевы конюшни, которые надо убирать. Причем руководство этой страны требует от еврозоны все большего участия в своей судьбе. Но Греция лишь небольшая часть проблем в этой современной «мифологии». Страны так называемой Новой Европы (с посткоммунистической судьбой) отправляются как «аргонавты» за «золотым руном» под руководством непредсказуемой Польши. А вот Немезидой, богиней возмездия, карающей за нарушение общественных и моральных норм, выступает Франция. При этом реформы страны, согласно данным рейтинговых агентств, недостаточно эффективны, и возможный кризис второй экономики Евросоюза может быть для нее плачевным.
«Троянский конь» для Евросоюза – Великобритания. Еще в 1960-е годы она стремилась войти в «Общий рынок» вместе с бывшими доминионами и колониями, что разрушало саму суть именно европейской интеграции. Сегодня туманный Альбион отстаивает систему «британской скидки» в едином европейском бюджете, действующую ещё со времен премьерства М. Тэтчер. Последний саммит ЕС показал, что страна способна ослабить и даже разрушить адекватные отношения с континентальной Европой.
Почему такое внимание в бюджетной политике ЕС уделяется именно 2014 году? Потому что именно в этом году он, согласно компромиссному Лиссабонскому договору, временно заменившему Конституцию Евросоюза, должен стать настоящей федерацией. За увеличение евробюджета ратуют государства, получающие большие дотации, против – те, кто в основном этот бюджет пополняют. Главный аргумент Великобритании – надо жить по средствам. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу настаивает на том, что увеличение бюджета позволит консолидировать участников союза. Франция предлагает не увеличивать бюджет и отстаивает свои приоритеты в аграрных проектах. Германия вообще призывает не торопиться. Были и компромиссные варианты. Но и это не помогло.
Сложнее всего в этой ситуации Германии. Она предлагает не драматизировать ситуацию. Но при этом понятно: Ангеле Меркель очень важно сохранить хоть какие-то дивиденды в борьбе за политическую власть в следующем году.
Что же в итоге? Евроскептики вновь с удовольствием потирают руки и с нетерпением ждут развала единой Европы. Свое внимание они сосредоточили на центробежных тенденциях в Великобритании, Франции, Испании, Бельгии. Есть и еще один политический нюанс. На карте Европы могут произойти принципиальные изменения. Уже отмечаются попытки создания новых государств, более мелких, предполагающих, что в одиночку проще выйти из затянувшегося кризиса. Такие заявления уже появились в Испании, стране, которая одной из первых вступила в ЕС. И экономика которой в свое время благодаря этому шагу сильно поднялась.
Возможно, урегулирование «бюджетного вопроса» пытаются приурочить к 10 декабря, когда Евросоюзу будет вручена Нобелевская премия мира, сумма которой, впрочем, финансовых и политических проблем Старого Света не решит.