Казалось бы, что тут такого? Однако другие слова, кроме «инновационный» и «экспортоориентированный», к этому проекту не употребляются. И как же вовремя был запущен проект! В конце ноября на совещании в правительстве глава государства подверг резкой критике акимов Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей за то, что они «подсели на бюджет и за три года привлекли всего лишь 550 тысяч долларов иностранных инвестиций при росте трансфертов на 60 процентов».
– Костанайская, Северо-Казахстанская области находятся прямо на границе Таможенного союза! Еще до его создания я говорил: идите в регионы России, начинайте работать! Ничего не сделано! Тут надо и правительству подумать! – гневался Президент.
Действительно, Таможенный союз должен закалить отечественного предпринимателя перед вступлением в ВТО. На самом же деле за время его существования мы нашим соседям никакого высокотехнологичного, качественного продукта предложить так и не смогли. Россия и Беларусь потребляют наше сырье, поставляя взамен технику и даже продукты питания. И хотя рынок сбыта наших собратьев по Таможенному союзу огромен, воспользоваться этим Казахстан пока не сумел в полной мере.
Мы идем вдоль линии по изготовлению той самой лапши быстрого приготовления «made in Рудный». С больших чанов тесто поступает на раскатку, потом – нарезку, следом – пропарку и прожарку. На все про все уходит несколько минут.
– В принципе, на этом этапе мы уже имеем готовый продукт, – говорит директор ТОО «Акбарс НК» Азамат Нургазин. Берет с конвейера брикет лапши и пробует.
Далее лапша идет на фасовку, где к ней добавляется пакетик с приправами. И все – продукт готов. Просто добавь воды и получишь чашку сытной лапши с любимым вкусом.
– Казахстанское содержание в нашей продукции не меньше 90%, об этом мы можем говорить с уверенностью, – подчеркивает Нургазин. – Причем именно костанайское – за счет выращенного на нашей земле зерна и смолотой из него муки. К тому же в качестве упаковки мы используем гофротару Лисаковского картонно-бумажного комбината (кстати, это тоже детище Карты индустриализации, курс на которую взял Казахстан. – Прим. автора). Извне завозим только приправу и растительное масло – их процент в конечном продукте ничтожно мал.
Отчего же, чтобы повысить казахстанское содержание, не использовать и местное растительное масло? Тем более что в Костанайской области заводиков по его производству открылось за последнее время предостаточно.
Оказывается, в производстве лапши быстрого приготовления важно использовать именно пальмовое масло.
– Это уникальный продукт, по сути, природный консервант, если лапшу обжарить на любом другом масле, то она через месяц станет горчить, – рассказывает Нургазин. – А у нашей продукции срок годности – 12 месяцев. Хотя, и это подтверждено, своих качеств она не потеряет и через 38 месяцев. Пальмовое масло в последнее время очень сильно критикуется, но при этом многие забывают, что из-за его нулевой степени окисления ему нет замены в фармакологии, косметологии. Оно – главный ингредиент при производстве продуктов питания для военных – там, где длительное время нужно и важно сохранить свойства и качество продуктов.
Лапша быстрого приготовления на отечественном рынке иначе как китайской не именуется. Хотя впервые она произведена была в Японии, а в последнее время на прилавках магазинов появилось много аналогов из России. Кто из нас хотя бы раз в жизни не ел «Большую красную чашку», «Ролтон» или «Доширак»? И хотя в обществе к такой еде отношение, скажем так, снисходительное, для многих она – спасение, а для путешествующих в отечественных поездах и вовсе вещь необходимая. Лапша быстрого приготовления получила широкое распространение именно в Китае неспроста: там большое и небогатое население, и его нужно было накормить. Причем накормить быстро, не отвлекая от рабочего места, высококалорийной едой. Организовать комбинаты питания там на многих производствах просто нереально. Это у нас что ни фабрика или учрежде¬ние – то ведомственная столовая в качестве соцпакета для работника.
– Но лапша, которую мы производим, без сомнения, продукт уникальный, не похожий на тот, что уже присутствует на рынке, – считает Азамат Нургазин. – Наша лапша – один из тех редких продуктов, что производится по ГОСТу. Для чего мы использовали российский. Благодаря Таможенному союзу это стало возможно без бюрократических преград. Конечно, в самом начале мы приглашали специалистов со стороны, которые бы настроили оборудование под отечественное сырье, но рецептура целиком и полностью наша. При ее разработке мы отказались от многих ингредиентов, которые используют другие производители – это консерванты, искусственные красители, улучшители и разрыхлители. Так что по качеству с теми же российскими производителями мы вне конкуренции. Да и по цене тоже. На начальном этапе мы стараемся ее держать «интересной» для дистрибьютеров и продавцов – 25-30 тенге.
Сегодня рудненская лапша имеет четыре вкуса, самые популярные – говядина и курица. На подходе, учитывая местные пристрастия, лапша со вкусом баранины и копченой конины. Первые партии лапши распробовали уже и в России: Екатеринбурге, Тюмени, пошли первые поставки в Армению. Пока отзывы только положительные. Между тем предприятие, способное выпускать восемь миллионов упаковок лапши в месяц, работает на четверть своих возможностей. Есть куда расти.
Идея производить такую лапшу в Казахстане пришла не сразу. В течение восьми лет «Акбарс» завозил подобный продукт в Костанайскую область – так и пришла идея, что куда перспективнее организовать производство на месте.
Предприятие, способное выпускать восемь миллионов упаковок лапши в месяц, работает пока на четверть своих возможностей. Есть куда расти.
– Просчитали объем реализации по области, по Казахстану, взяли в расчет близлежащие страны, тенденции мирового спроса и решились, – рассказывает Нургазин. – Тем более, когда мы занимались импортом, видели, как возрастают транспортные расходы, расходы по растаможиванию продукции, и с учетом этих тенденций поняли, что производство лапши в зерносеющем регионе будет рентабельным, и на рентабельность мы выйдем, по нашим расчетам, уже через два года. Если говорить об объеме рынка, то казахстанский оценивается в 96 миллионов тенге ежегодно. (Сколько в нем пачек лапши по тридцать тенге, можете подсчитать). А если выходить на российский рынок, где не 16 миллионов населения, а целые города-миллионники, то, думаю, даже самой максимальной нашей мощности может не хватить. Причем спрос на данную продукцию вечный, он будет видоизменяться по вкусу, упаковке, дизайну, но сам рынок будет только расширяться.
ТОО «Акбарс НК» в производство лапши вложило 150 миллионов тенге. Солидная часть этих средств – заемная, на пять лет. Кредит обошелся под... 1 процент. Прокредитоваться на таких супервыгодных условиях удалось благодаря «Дорожной карте бизнеса-2020» и фонду «Даму», который и взял на себя субсидирование процентной ставки.
– Фонд «Даму» нам очень помог, – говорит Нургазин. – Ведь нам пришлось уникальный бизнес строить с нуля...
Проект по производству лапши быстрого приготовления – хороший пример того, как инновационный бизнес способен простимулировать и другие смежные производства. То же мукомольное, которое постоянно испытывает проблемы со сбытом.
– Конечно, главное в нашем производстве – мука, – говорит Азамат Нургазин. – И с ней проблем в Казахстане нет, есть проблемы с ценой на нее. Но мы заключили контракты на поставку муки с крупными производителями Костанайской области, способными выдержать наши требования – это «Бану», «Иволга-Холдинг», «Мель¬комбинат», которые поставляют нам от 120 до 150 тонн в месяц. Конкуренция среди мукомолов большая, и за качеством со своей стороны они следят. Вот только на рынке сегодня мука стоит от 56-58 тенге за килограмм первого сорта и выше. Выход видим в том, чтобы получать муку из стабилизационного фонда, где она стоит 45 тенге. Обещали нам посодействовать, ведь наш проект для города, области да и для республики очень важен.