В Костанае продолжаются рейды по квартирам должников за коммунальные услуги. К судоисполнителям присоединились сотрудники акимата, «Костанай СУ», КТЭК и даже участковые.
– Все подъехали? – обращается к людям, которые собрались около общежития по улице Лермонтова, 13, специалист акимата Костная Кайсар Муржакупов.
– Подождите, судоисполнители прибудут через минуту, – звучит ответ из толпы.
– Это один адрес или сегодня еще поедем по другим? – спрашиваю я у представителей власти.
– Общежитие хоть и одно, но квартир, которые надо посетить, в нем много, – отвечают уклончиво.
Заходим в общежитие. В глаза бросается убогость. Сомнения, что здесь без труда найдут тех, кто не оплачивает коммунальные услуги, уходит сама собой.
Номера квартир сменяются один за другим. 25,26,36 и дальше, и дальше... Судоисполнитель Руслан настойчиво стучит в каждую – в ответ тишина. И вот в одной наконец открыли. На пороге испуганный парень.
– Где хозяйка?
– Мамы нет, на работе еще.
– Где работает?
– На базаре.
– Распишитесь и передайте ей уведомление , чтобы она обязательно подошла к нам, на Зеленую,30.
Проходя по коридорам общежития, на грязных почтовых ящиках вижу кипы каких-то бумажек. Судоисполнители только вздыхают: это и есть вложенные ранее предупреждения о долге, но до них, похоже, никому нет дела.
– Пресса, подойдите, – зовут нас из темного коридора. – Похоже, это больше ваш случай. Хотите – войдите в комнату, посмотрите, что там.
Почти в кромешной темноте заходим с фотокором в помещение. Под тяжелыми покрывалами лежит женщина. Рядом на тумбочке догорает огарок свечи.
– Она парализованная, – слышу голос за спиной.
– А вы кто ей?
– Я соседка, ухаживаю за ней. То покормлю, то в туалет помогу сходить. Кому-то же надо помогать...
Женщина под покрывалами тихо вздохнула.
– Я встану, оплачу, – как-то обречено и грустно обещает она. Ее соседка только разводит руками.
В это время в другом конце коридора какой-то спор, то затихающий, то резко срывающийся на плач. Идем туда.
– Я не впущу, не надо меня снимать, – голос женщины срывается, она отталкивает проверяющих, пытаясь плотно закрыть дверь. Судоисполнитель Руслан уже в комнате и объясняет женщине, что за долг в 75 тысяч тенге они пришли описывать имущество. В ответ рыдания.
Я тихо захожу в маленькую комнатку, которую назвать жильем можно с большой натяжкой. На полу что-то наподобие кровати, а скорее просто груда старых матрацев, на них мальчик-подросток, на другой кровати сидит его мать. Из бытовой техники вижу только очень старенький телевизор и за спиной мальчика – ноутбук.
– Что вы хотите у нас забрать, что?! – не переставая рыдать, кричит женщина... – Его ноутбук, так он очень дешевый, у него, кроме него, ничего нет. Он старый, мы его дешево с рук купили, чтобы у сына хоть что-то было...
Мальчик закрывает лицо, но я вижу, что руками он старается скрыть не только глаза, но и выступившие слезы.
– Мы не заберем ваши вещи, – объясняет судоисполнитель,– тем более что не вы хозяйка, а ваша сестра.Но раз вы живете в этой комнате, пожалуйста, гасите долг. В противном случае у вас опишут и жилье...
Женщина комкает в руках смятые бумажки. В прошлом месяце она заплатила 2 тысячи. Когда будет погашен весь долг – сказать трудно.
– Как мне стыдно, как стыдно, – не перестает плакать женщина. – Вы теперь и наши фотографии везде покажете... Это же какой позор на старости лет... Просто так получилось, так судьба сложилась, что нам нечем платить.
В этот вечер мы побывали еще в нескольких домах в районе КСК. Обошли порядка 50 квартир. Лучшее, что смогли сделать – это раздать уведомления и заручиться в одной из квартир обещанием студентов, что уже завтра 20 тысяч они оплатят в кассу КТЭК. Описывать из имущества в этот вечер было нечего....
P.S. По данным судебных исполнителей, требования судебных актов за 11 месяцев 2012 года исполнены в полном объеме и составили 4184 исполнительных документа на сумму более 112 миллионов тенге. Рейды по описанию имущества должников за коммунальные услуги продолжаются.