Мораторий на предоставление лицензий на пользование новыми месторождениями был введен в 2008 году. Власти объясняли это необходимостью принятия нового закона о недрах, а также желанием навести порядок в отрасли. Но похоже, что ощутимого порядка не прибавилось. За примерами далеко ходить не надо. В нашей области есть с десяток месторождений, лицензии на которые были выданы ранее, но которые так и не осваиваются. Этот вопрос поднимался и чиновниками области. К месту вспомнить про разрез «Приозерный», который нет-нет да выдаст на-гора порцию угля. А потом снова о нем ничего не слышно. Или взять хозяев Варваринского месторождения золота, которых заподозрили в неуплате налогов на миллиарды тенге...
Получается, что привлекать новых недропользователей – наживать себе дополнительные проблемы? А ведь стимул есть. Глава государства обмолвился, что часть прибыли от инвестиций будет оставаться в регионах. Заманчиво. Тем более что Казахстан обладает запасами урана, уступающими лишь Австралии. Наша страна к тому же крупнейший в мире обладатель запасов хрома и существенных залежей меди, железной руды и цинка. За годы независимости республика привлекла более $160 миллиардов иностранных инвестиций. Это один из лучших показателей на постсоветском пространстве. Однако, если детализировать эту цифру, то мы увидим, что львиная доля этих инвестиций пришлась на нефтегазовый сектор. В разработку месторождений металлов Казахстан привлек менее процента мировых инвестиций. При этом, судя по официальным данным, из разведанных в Казахстане запасов металлов лишь менее 15 процентов приходится на промышленную добычу, из 282 открытых залежей золота в разработке находится 75, из 55 железорудных – 19. Так что перспективы открываются огромные. Вот они, деньги, лежат под ногами, осталось только наклониться и взять их.
Но и здесь не все так просто. Быстро продать полезные ископаемые не получится. В ожидании кризиса мир «уронил» цены на многие из них, в цене лишь только золото. Поэтому не приходится ждать, что завтра за нашими недрами выстроится очередь. Да и инфраструктурой не мешало бы обзавестись. Взять тот же Торгай, который стоит на огромных запасах угля и которому не помешало бы развитие промышленности. Она бы двинула экономику южного региона далеко вперед. Да только связывает этот регион со страной лишь одна автомобильная дорога, которая много лет не ремонтировалась.
Есть и другое опасение. Не получится ли так, что в погоне за инвесторами, готовыми вложиться в извлечение наших полезных ископаемых, мы похороним перерабатывающую промышленность? А ведь именно она не дала в этом году нашей области «провалиться», показав значительный рост. И как бы не забыть в погоне за «легкими» деньгами об инновациях, конкурентоспособности, высокой добавленной стоимости и необходимости укреплять свои позиции в этом направлении? В ином случае можно остаться сырьевым придатком для стран Таможенного союза и ВТО.