Госмужи вновь поднимают тему строительства близ Костаная станции биологической очистки воды. У этой дорогостоящей идеи есть свои сторонники и свои противники. Но ни разу они публично не вспомнили о том, что немалая часть той системы очистки воды, которая была возведена на заре СССР, все еще цела и ее можно использовать. Недра земли родной до сих пор хранят много полезного советского наследия. И это несмотря на все «усилия» предприимчивых людей в годы приватизации.
Работа по выкапыванию коллектора приостановлена.
И вот наконец главный эколог нашей области Азамат Алимбаев на совещании в областном акимате напомнил о станции биологической очистки воды в Костанае. Она в конце девяностых была, но пала жертвой банкротства Горводоканала. А сейчас на ее строительство нужна почти неподъемная для областного бюджета сумма: цифры, впрочем, называются разные – от 6 до 20 млрд тенге. Поэтому экологи и предлагают из местного бюджета профинансировать проект, а деньги на строительство просить в казне республиканской. Тем более что в ряде регионов страны так и поступили.
А у нас ведь есть задел – наследство зари коммунизма. Оказывается, в земле еще лежит коллектор отвода сточных вод из Костаная до п.Качар (смотрите схему). Его длина – порядка 40 километров. И у этой трубы есть владелец, который согласился ответить на наши вопросы. В 1999-2000 годах уже почти готовую к запуску Станцию биологической очистки в Костанае распродали по частям, когда шло банкротство Горводоканала (читайте в «Исторической справке»). «Чимкентские ребята купили саму станцию», – вспоминают знающие люди. Другие, уже местные, – насосы. Все это разломали и продали, как могли.
– Я, допустим, купил коллектор – 40 километров: от Костаная до п.Качар, – честно признался бизнесмен Виктор Саломаха. – Это такая специальная металлическая труба в бетонной оболочке и со стальным стержнем диаметром 80 сантиметров. Всего таких труб в земле уложено 8 тысяч штук. Их производит завод под Алматы, в Костанай их привезли 500 вагонов. Сейчас одна такая пятиметровая труба стоит на заводе тысячу долларов. 8 миллионов долларов просто закопаны.
– И почем в 2000 году купили такое богатство?
– Недорого.
– Между прочим, когда за копейки распродали нефтепровод, идущий от границы с Россией до Аманкарагайской нефтебазы – ажиотаж какой был! Продавали просто: сам копай от сих до сих. А какая война была за право вырыть водовод в Наурзумском районе! Вам-то вроде никто не мешал, почему же до сих пор не выкопали?
– Да нельзя это делать! В мире не хватает питьевой воды. Жалко выкапывать! Но если не купят, то выкопаю всю! Одного летнего сезона на это хватит. Я трубу предлагал, например, СПК «Тобол». Безрезультатно. Можно все выкопать и сложить как пирамиду – на 100 лет хватит трубы менять в городе.
Бизнесмен рассказывает, что за последние годы трубы выкапывали жулики, километра 3-4 пропало. Недавно предприниматель и сам решил начать раскопки. Но вскоре к нему приехали из акимата Костанайского района с предписанием – остановить работу. Зам. акима района Фрунзик Аракелян говорит, что завершилось действие разрешения на земельные работы. И добавил, что тема в целом взята на изучение.
Между тем у Виктора Саломахи своя бухгалтерия. Он подсчитал, что, если продаст все 40 км трубы на металлолом, то чистая прибыль будет не меньше полумиллиона долларов США:
– Но зачем это делать?! Коллектор – новый, может служить для отвода сточных вод, если, конечно, будет построена станция биологической очистки. Восстановить систему, которая была уже почти построена на закате Советского Союза, можно с минимумом затрат, строить новую – несравнимо дороже.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Проект «Госстрой СССР. 1991 г. Канализация г.Кустаная. Отвод сточных вод в систему озер Жарколь-Качар».
При Союзе этот проект почти завершили. Была построена станция биологической очистки сточных вод. Через нее и систему озер по коллектору уже «отработанная» вода из областного центра должна была идти в сторону п. Качар. В Лисаковске создавался рыбопитомник, который должен был выращивать малька – для этого были в поле сделаны чеки, они есть и сейчас. После, уже сеголетки, перезапускались в следующие чеки, а затем в Каратомарское водохранилище. В Рудном при советской власти строился рыбозавод. Он должен был отлавливать рыбу в водохранилище и продавать населению. А уже очищенная вода опять возвращалась бы в реку Тобол. Такие вот были планы по круговороту воды в природе с пользой для народного хозяйства. Система была почти построена, но ни дня не работала.
Относиться к воде надо рационально
Светлана Арсентьева, начальник отдела управления природных ресурсов:
– Я как эколог заявляю: станция биологической очистки однозначно нужна! Мы эту тему в реестр экологических проблем поставили на первом месте! Помню, что станция была почти на 90 процентов построена, остался только монтаж оборудования, и мы радовались что наконец-таки в областном центре начнет работать эта система. Я, вообще-то, понимаю позицию ГКП «Костанай су»: если есть накопитель сточных вод, то туда можно сбрасывать неочищенные воды. Но этот накопитель мы должны в первую очередь рассматривать как объект, который находится в окружающей среде, а не отдельно от нее. Если вода попадает в накопитель неочищенной, то идет загрязнение прилегающей территории, подземных вод. Сам накопитель находится на водосборной территории Тобола! А эта река трансграничная – ниже нас Курган. К тому же в последние годы ощущается дефицит водных ресурсов.
У нас есть станции биологической очистки в Житикаре, Лисаковске, Рудном, поселке Качар. Более того, в свое время работали зерновые поля орошения, но в годы разрухи все это пришло в негодность. То есть мы должны рационально подходить к воде – после ее очистки предусмотреть ее повторное использование.
Беззатратно и естественно
Игорь КИСЕЛЕВ, зам.директора ГКП «Костанай Су»:
– Сейчас Костанай имеет 7,4 тысячи гектаров земли, отведенной под биопруд, накопитель-испаритель Самирский, где процесс очистки происходит естественным путем. Площади этого накопителя хватает с лихвой на десятки лет. Да, экологи поднимают тему станции биологической очистки, но в этом деле детально никто не разбирался. В случае строительства такой станции и ее запуска стоимость услуг канализации для населения увеличится в разы. Потому что резко возрастут эксплуатационные расходы нашего предприятия. Европа, где есть такая возможность, так же использует естественные накопители – это почти беззатратный способ естественной очистки воды. Уже есть проект по восстановлению сооружений для грубой очистки воды, через который сточные воды идут в Самирский накопитель. Если это сделать, станция биологической очистки будет не актуальна на данный момент.
Раньше думали на перспективу
Анатолий КИМ, пенсионер, бывший вице-президент ПО «Костанайсельхозводопроводстрой»:
– Естественный накопитель сточных вод – все равно мера в той или иной степени временная. Он не может в полной мере выполнять функцию очистки воды.
И если думать о завтрашнем дне, то станцию биологической очистки нужно восстанавливать. Мы должны возвращать в реку Тобол воду, которую берем из нее, пусть и не в том же объеме. Тем более что сейчас развиваются производства в Костанае, и следовательно, потребление городом воды будет расти. При Союзе как раз и думали на перспективу.