Нельзя ее недооценивать, уверена заведующая дневным стационаром областной психиатрической больницы Кымбат ШАЯХМЕТОВА.
– Человек может отследить, когда у него началась депрессия?
– Конечно, он почувствует какие-то изменения в себе. Например, нет той активности, жизнерадостности. Общительность резко сменяется замкнутостью. Погружаясь в свои переживания, человек накручивает ситуацию и не видит решения проблемы. Порой возникает аутоагрессия (неприязнь по отношению к самому себе) и возникает мысль о суициде. Но в любой ситуации есть позитивный выход. И только специалист способен вытащить человека из депрессии.
– Кто в зоне риска?
– Чаще всего молодые, потому как их психика еще не оформлена. Они ранимы и сами не могут выйти из кризиса. Также депрессиям очень подвержены мужчины. Мой опыт подсказывает, что у женщин сдерживающий момент – материнский инстинкт. Потому они стойко справляются с проблемами. Хотя, конечно, бывают исключения.
– Как долго развивается депрессия?
– У всех по-разному. Психотравмирующая ситуация может быть хронической и накапливаться постепенно. А есть стрессовые ситуации, на которые человек дает такую острую реакцию, что депрессия развивается мгновенно.
– А чем депрессия и стресс отличаются друг от друга?
– Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс может быть и одномоментным, и хроническим, например, конфликты в семье, когда люди годами не могут услышать друг друга. А депрессия – это возникшая реакция на стресс, которая нарастает как снежный ком. Каждый реагирует на стресс по-своему. Кто-то уходит в депрессии, другие – в алкоголь, наркотики. Наше психическое здоровье зависит от типа реагирования на стресс.
Нужно рационально тратить свою психическую энергию. Я всегда говорю, что человек должен быть в стрессовой ситуации не актером, а зрителем. Зритель всегда видит ситуацию со стороны и контролирует эмоции. Он вне сцены. Актер же внутри стресса, своими эмоциями он растрачивает психическую энергию, а значит, и здоровье. Он может впасть в неврозы. Появляются панические атаки. Когда человек испытывает страх смерти от сердечного заболевания, онкологии. Все это пограничные невротические состояния.
– Если человеку трудно стать зрителем, чем могут помочь ему родные?
– Хочется, чтобы люди, родные или неродные, относились друг к другу бережнее, внимательнее. Тогда они заметят все симптомы депрессии: постоянную раздражительность, отсутствие интересов, отказ от еды, нарушение сна, странные фразы о бессмысленности жизни, повышенную тревожность, наплевательское отношение к своей внешности. Часто, готовясь к суициду, люди раздают долги, прощаются с друзьями, близкими.
– Как лечить депрессию?
– Подход комплексный: медикаменты и психокоррекционная работа. Длительность лечения определяется тяжестью состояния человека. Потому чем быстрее вы обращаетесь к специалисту-психотерапевту, тем легче выйдите из депрессии. Тем более что мы помогаем людям бесплатно.
– А как вы относитесь к тому, что многие сами себе «прописывают» успокоительные настойки, таблетки?
– Знаете, если человек загнал занозу и начался воспалительный процесс, то примочки будут временным спасением. Но даже если они помогут снять воспаление, заноза все равно остается. Так и депрессию не вылечить успокоительными «примочками». Но есть опасность запустить болезнь.
– Сегодня все чаще говорят о послеродовых депрессиях.
– Беременность – это нагрузка на психику и физиологию женщины. Беременные напряжены, часто тревожатся. Я считаю, что с первых дней беременности будущую мамочку должен сопровождать не только гинеколог, но и специалист психологической или психиатрической службы. Да и от врача-гинеколога должен исходить такой позитив, как будто женщина, решившая стать мамой, настоящий клад. Я уж не говорю о близких, тем более муже. Они должны оберегать женщину от волнений, окружать ее заботой.