Их аргумент – три разных народа, три разных ментальности, различные интересы как во внутренней, так и во внешней политике. Тем не менее, мы уже живем не просто в Таможенном союзе, а в Едином экономическом пространстве, которое в 2015 году грозит перерасти в Евразийский союз. Вот и Кыргызстан готов к нему присоединиться...
Минувшей осенью Министерство индустрии и торговли провело в Костанае встречу с предпринимателями с целью выяснить, что они думают по этому поводу. В целом бизнес к интеграционным процессам отнесся положительно. На территории Костанайской области упразднены четыре таможенных поста, доставка грузов теперь происходит быстрее, меньше времени уходит на оформление различных документов. За счет получения расширенного рынка сбыта и увеличения производственных мощностей внутри государства товарооборот между соседними странами увеличился в несколько раз. По данным госкомстата России, товарооборот до конца года превысит 23-25 миллиардов долларов. За девять месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, в регионе отмечается рост экспортируемой продукции на 53%, импорта – на 51%.
Однако говорили и об угрозах для Таможенного союза.
– Не нужно забывать, что наши страны находятся между Европой и Китаем, – делился своими мыслями представитель Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в странах Центральной Азии Виктор Жигулин. – Это значит, что нам нужно балансировать между качеством и дешевизной. А впереди нас ждет еще и Всемирная торговая организация, где очень хорошо развиты малый и средний бизнес.
Действительно, в странах Западной Европы доля малого и среднего бизнеса сегодня составляет от 50 до 70 процентов. И это позволяет им преодолевать безболезненно кризисные явления экономики, которые зачастую связаны с сырьевым сектором экономики. В странах Таможенного союза доля малого бизнеса держится на отметке в 20 процентов.
– Казахстан при этом выгодно отличается от России и Беларуси в части своего либерального законодательства, – считает Жигулин. – Приведу простой пример: для того чтобы в России заработало какое-либо предприятие, нужно собрать две с половиной тысячи различных документов. И сейчас мы наблюдаем «бегство» наших бизнесменов в Казахстан.
По словам россиянина, за первый квартал 2011 года число действующих российских предприятий, которые зарегистрировались и начали работать в Казахстане, увеличилось на 400 бизнесов. В основном это малый. Дело – в стимулах законодательства.
– Если сравнить казахстанские и российские законы, мы получим следующие показатели, – обратился к статданным Жигулин. – Налог на добавочную стоимость в России составляет 18%, тогда как в Казахстане – 12%. В Казахстане единый социальный налог, в России он отменен, но введены обязательные взносы в общей сумме больше 30%, плюс подоходный налог.
Представим предприятие, которое самостоятельно производит товары. Так вот, в Казахстане на одну тысячу денежных единиц в месяц он заплатит налоги, включая НДС, социальные отчисления, подоходный налог 18% от суммы произведенной продукции. Произвели на $100 000 – плати $18 000. А в России это будет уже $32000. То есть выгода налицо.
Что получает Казахстан? Разумеется, российский бизнесмен не повезет к нам рабочую силу. Он наберет сотрудников из числа местных специалистов. Начнет производство продукции под лейблом Казахстана. Товар уйдет на российский рынок. В данном ракурсе Таможенный союз дает мотивацию отказаться от посреднических услуг в купле-продаже и заняться созданием, развитием собственного производства.
Говоря о Таможенном союзе, многие эксперты восхищаются Лукашенко. Что бы о нем ни говорили, он сумел не только сохранить, но и развить несырьевой сектор страны. К тому же в Беларуси практически нет коррупции. А об откатах в России и Казахстане наслышаны многие, хотя взяточников ловят, и суды над ними не прекращаются.
Россия сегодня живет в основном за счет сырья. Как только падают цены на нефть, металлы, тут же начинаются проблемы. Казахстан тоже сырьевая страна, но у нас хотя бы либеральное законодательство, которое позволяет бизнесу лавировать и привлекать инвестиции со стороны. Вместе нам проще решать общие проблемы. При этом представитель Торгово-промышленной палаты РФ предупреждает, что мы не должны делать две вещи – расширяться (прежде чем других кормить, надо самим наесться) и принимать единую валюту. Мол, опыт Евросоюза показывает, какими последствиями это чревато.
Но почему же западные аналитики не верят, что Казахстан, Россия и Беларусь могут жить в одном союзе? Да потому, что видят в ТС конкурента, опасаясь при этом роста мощи России.