Сегодня «КН» познакомят читателей с маленьким, но крайне искренним фанатским движением.
Клуб своих фанатов не поддерживает – они поддерживают клуб.
«КН» познакомились с фан-движением ХК «Горняк» случайно. На выходе из Дворца спорта какие-то молодые люди ждали хоккеистов и на мое появление отреагировали довольно резко:
– А ты кто такой?
– Малкин.
– О-о, Царь, – засмеялись ребята, хотя по тону первого вопроса мне казалось – они были готовы вступить в небольшой конфликт. Конечно, этой разрядкой я был обязан только имени центрального нападающего сборной России и «Питтсбург Пингвинс» Евгения Малкина.
С этого началось наше знакомство. Болельщиков было всего четверо – такое небольшое фан-движение у «Горняка» (сегодняшний костяк – 8 человек). Но в этих ребятах чувствуется сила. Клуб их не поддерживает – они поддерживают клуб (уже 8 лет). Илья и Артем были одеты в толстовки с эмблемой ХК «Горняк». Илья держал красно-бело-черное знамя, которое сделали и придумали сами ребята. Черный и белый – это домашние и выездные цвета формы хоккеистов «Горняка». Красный цвет, как мне показалось, символ. Такой же, какой был у коммунистов в начале XX века – символ борьбы.
– Во время матча я слышал речевку на трибунах. Что-то вроде: «Кто болеет за «Горняк» – у того всегда стояк». Это ваше творчество?
– Нет, не наше, – ответил Илья. – Наша кричалка – это, например: «Как делают вещи, покажет опять – Андрей Залипятских – номер 25». (Андрей Залипятских в данное время главный тренер «Горняка». В прошлом игрок команды. – Прим. ред.).
Мы встретились и расстались после игры «Горняка» с «Иртышом». Это было в ноябре. В конце декабря созвонились с Артемом Городковым, чтобы узнать его мнение о последних играх «Горняка».
– Последние домашние игры с «Астаной» были достойными. «Горняк» проявил характер – именно этим он известен в других городах. Я не знаю точный бюджет, но он, наверняка, ниже, чем у большинства других команд, – поделился мнением Артем.
– Что о результатах команды сообщили местные СМИ – следите ли вы за ними?
– Если честно, в местной прессе и на ТВ матчи «Горняка» отмечаются крайне редко. Но болельщики всегда в курсе. Бывает, что Ледовый дворец посещают случайные люди – к примеру, кто-то мимо шел и вдруг увидел скопление машин. Пресс-служба в Интернете дает неплохие интервью. Но в остальном пустота – сайт «Горняка» создан, но обновляется не оперативно.
– Вы говорили, что гордитесь братьями Поповичами. Может быть, есть другие хоккеисты, достойные внимания?
– Михаил Смольников в последних играх очень радует. Но в игре с «Астаной» он, к несчастью, получил травму. Его ударил коленом игрок Евгений Мазунин.
– Как это произошло?
– Там была игра в площади ворот – Миша уже зафиксировал шайбу, но Мазунин, не сбавляя скорости, внаглую врезался в него. Михаил после этого потерял сознание...
– Но ведь он был в шлеме?
– Ну, вот такой удар был – очень грубая игра. Медики выбежали на корт и потом увезли его в больницу. Позднее у него обнаружили сотрясение мозга.
(Здесь я вспомнил недавнее интервью Михаила Смольникова и его супругу Юлию, которая всегда наблюдает за игрой с трибуны. Что она чувствовала в эти минуты?)
– В «Астане» игроки рослые. Например, в КХЛ за своего голкипера обидчика просто разорвали бы. А у нас нет таких силовых игроков, тафгаев. Есть защитник Александр Станковский, довольно внушительных габаритов игрок – он проявляет решительность в таких ситуациях, которые касаются его или ближайших по эпизоду товарищей. Но целенаправленной охоты за агрессорами нет.
– А разве она так необходима?
– Ну, конечно, она нужна. Тафгай – полицейский. Зная о том, что в команде есть такой игрок, соперники остерегаются откровенного хамства. А этот же Мазунин во второй игре выскочил со скамейки запасных и замахнулся рукой на нашего игрока. Тот увернулся, а Мазунин засмеялся и снова укатил на свою скамейку. Судья не отреагировал... Если бы у нас был тафгай, Мазунин бы побоялся вообще выйти на вторую игру после случая со Смольниковым.
– Ну а вот Попович побил в Павлодаре Трощинского?
– Попович все-таки бомбардир. Ему пришлось вступить в драку – другого выхода не было. Но именно его и таких, как он – результативных игроков, должен оберегать телохранитель.
– Ясно. А чем вы занимаетесь в жизни, Артем?
– Я учусь на юридическом факультете и работаю в компании по установке пластиковых окон.
– Кажется, это прибыльная профессия?
– Была бы такой, если бы не огромная конкуренция.
– А как познакомились с Ильей, вашим товарищем?
– Знакомы мы с восьми лет (смеется) – просто не знали об этом. В детстве я отдыхал в пансионате «Горняк». В том сезоне главной темой разговоров был трагический случай. Ребенок играл с друзьями на недостроенной водонапорной башне и упал вниз с высоты 6-го этажа. Прошло много лет, и в нашей 4-й школе Рудного в случайном разговоре я узнал, что Илья и был тем ребенком. Он упал не в воду, а на щебень и остался жив – в рубашке родился... Потом Илья понемногу стал меня зазывать на хоккей, я согласился с неохотой посетить один матч... Вот с тех пор уже 6 лет вместе ходим болеть за «Горняк».
– Почему? Что стало причиной такой неожиданной любви?
– Ну, самое главное, что во время игры ты так кричишь, орешь, что все проблемы отступают прочь. Когда уходишь с игры, уже и не вспоминаешь о том, что волновало тебя до этого времени... Как-то так. И я никогда не смотрю футбол – он не такой динамичный, как хоккей. Только начинаешь орать – как все уже закончилось – мяч ушел за бровку или футболист отдал плохой пас...
Вскоре чемпионат вступит в стадию плей-офф. А пока мы публикуем турнирную таблицу на 25 декабря.