В России идут бурные дискуссии в связи с законопроектом Димы Яковлева. В 2008 году приемный американский отец оставил усыновлённого российского ребёнка на несколько часов в закрытой машине на жаре, и мальчик погиб. Сегодня выясняется, что Диму Яковлева отдали на воспитание американцам, хотя его хотела забрать родная бабушка. Теперь этим вопросом занимается следствие. А между тем в Интернете появились предположения, что если Россия примет закон Димы Яковлева, то американцы повалят в Казахстан за нашими сиротами. Мы обратились к экспертному совету «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«Мы должны сами бороться
за каждого нашего ребёнка...»
Ирина Аронова, депутат
Мажилиса Парламента РК:
– Данный вопрос в Казахстане пока не выносился на официальное обсуждение. Но все мы внимательно следим за теми дебатами, которые идут в России. Кроме того, мы изучаем опыт Грузии, где на сегодняшний день уже нет социальных сирот. В нашей стране традиции не менее гуманны, но надо решить много проблем, в том числе на законодательном уровне, чтобы мы избавились или минимизировали это зло – социальное сиротство. В 2012 году в Казахстане на 9 интернатов стало меньше – и это уже шаг в сторону благополучия. Как депутат, я веду разработанный Минобразованием законопроект о поправках в законодательство по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы должны бороться за каждого нашего ребёнка – мерами финансовой, жилищной, гуманитарной поддержки. У нас очень остро стоит демографический вопрос, поэтому иностранное усыновление должно стать исключительной мерой, когда все другие исчерпаны.
«Усыновление не может быть чьим-то бизнесом»
Тахир Бердимбетов,
вице-президент Союза адвокатов РК, кандидат экономических наук:
– Однажды мне довелось работать с иностранными усыновителями. Поэтому я знаю, во сколько им обходится акция усыновления – в среднем 25 тысяч долларов. Плюс моральные издержки. Добавлю, что процедуры, как правило, выходят за рамки правового поля. Есть несколько компаний, которые ведут все эти дела и которые весьма неохотно идут на контакты с нашими правоведами. В целом это очень сложная тема. Американцы берут на воспитание детей, к примеру, в России. И США делают этим гражданам большие налоговые послабления. Там воспитание таких детей приравнивается к работе на производстве. Всё, что полагается работающему человеку, получает и тот, у кого есть дети на воспитании. То есть это выгодно. Хотя нельзя исключать, что люди просто хотят помочь больным или осиротевшим детям. Но когда происходят такие случаи, как с Димой Яковлевым, надо реагировать очень остро. В данном случае Госдума ведёт себя адекватно и заслуживает поддержки.
«Готов поддержать запрет хоть сегодня»
Елубай Аманжолов, депутат областного маслихата, кандидат сельскохозяйственных наук:
– Поддерживаю наших соседей в этом вопросе без всяких оговорок. Уверен, что нам, в Казахстане, надо принять аналогичный закон. Скажите, чего нам не хватает, чтобы самим растить казахстанских детей? У нас что, нет хлеба, молока, мяса? Или у нас мало нефти? Богатств Казахстану хватит, чтобы самостоятельно вырастить нынешних сирот и десяток поколений их потомков. Мы должны не только вырастить, но и дать им достойное воспитание. Мало сказать, что у нас небольшое население по численности. Нам нужны граждане, патриоты, хорошие работники. Это сложная работа для всего общества, но она достойна того, чтобы на неё тратить средства и душевные силы.