Визитка:
Чулпан Хаматова: родилась 1 октября 1975 г. в Казани, в семье инженеров.
В переводе с татарского имя Чулпан означает «звезда рассвета».
В детстве занималась фигурным катанием, а с 8-го класса – в математической школе при Казанском университете.
Окончила ГИТИС.
В театре «Современник» – с 1998 года.
В кино роль Риты в фильме В.Тодоровского «Страна глухих» стала для неё звездной.
В 2012 году ей присвоено звание народной артистки России.
Благотворительность: одна из учредителей фонда «Подари жизнь».
Семья: замужем, три года назад в третий раз стала мамой, все три – дочки.
Актриса от Бога или штампы?
На сайте www.khamatova.ru в первые дни нового года разгорелись нешуточные споры.
Rudik (Ереван): «Чулпан вообще не актриса...»
Старательный аспид (Москва): «Талант от Бога! Такие люди, как Чулпан Хаматова, не дают совсем пропасть павшим в мерзость народам.»
Zvezdochet (Питер): «Люди (в смысле артисты-ветераны) десятками лет не могут заработать «народного артиста». А «звезда» благотворительных фондов и никому не известных фильмов это заработала! Где справедливость?»
Vikisds (Калининград): «Давно надо было присвоить ей это звание, еще после «Доктора Живаго».
Думающая (Сиэтл): «Какой талант? Какой от Бога? Если Хаматова – гений, то кто тогда Раневская? Хаматова шпарит на 3-4 штампах всю карьеру.»
Кармен (Барселона): «Прекрасная актриса и женщина! Имела счастье общаться с ней по делу – никакого позерства, звездности».
Забегая вперед, точнее, прокручивая время назад, заметим, что сама Чулпан на своём творческом вечере поблагодарила всех своих зрителей. И особенно тех, кто относится к её творчеству негативно: «Значит, есть куда расти и есть к чему и к кому стремиться!»
В луче – она
Чулпан Хаматова проводила свой творческий вечер на сцене московского Театра эстрады. Эта встреча проходила в формате импровизационной беседы со зрителем. Актриса рискнула остаться с ним один на один. Никаких ярких декораций и суперсовременных технологий. Просто пустая сцена. В полной темноте зала явился вначале голос Чулпан, узнаваемый по интонациям, легкой хрипотце. Затем на темном фоне появился луч. В луче – она, белый верх, черный низ.
С каждой минутой монолога раскрывалась опытная актриса. Ещё бы! Больше полусотни ролей в кино, не меньше и в театре. Призов и наград на всевозможных фестивалях Чулпан собрала больше двадцати. А недавно ей (дословно) «за большие заслуги в области кинематографического и театрального искусства» присвоили звание народной артистки России. Что не осталось незамеченным интернет-сообществом.
Смотреть на всю Москву страшно
– Сегодняшний вечер – это синтез моих подарков и моего общения с вами, – начала встречу Чулпан. – Театр эстрады – это особый жанр, которым я лично ещё не умею владеть. Один на один стоять перед зрителями и что-то о себе рассказывать. Поэтому я буду плыть вместе с вами. Вспоминая, заглядывая вперед, отвечая на ваши записки.
Страшно волнуюсь. Когда увидела огромный плакат со своим портретом, смотрящим на всю Москву, хотелось развернуться и убежать с криком – никогда больше не соглашусь на такую авантюру. Ведь мне нужно как-то попытаться соответствовать этому портрету высотой 25 метров.
Сейчас стало такой большой редкостью говорить спасибо близким людям, которые тебя поддерживают. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих родителей, которые мало того что наполнили меня всеми теми смыслами, которые помогают мне жить. Они мне ещё подарили уникальное имя, которое очень помогает в моей актерской профессии. Хотя реакция на него молодых людей просто сбивает с ног.
Чебурашкино имя
– На втором курсе
ГИТИСа было страшно голодное студенческое время. Только появились «Сникерсы», «Марсы» – это было запредельным удовольствием. Тогда зарождались корпоративные вечеринки. Класса новой русской аристократии ещё не было. Нужно было заполнить пространство массовкой. Организаторы пришли в наш театральный вуз, чтобы сформировать нужную толпу на мероприятии псевдо-аристократического лада. И купили нас тем, что там будут бесплатно кормить. И вот стояла очередь возле такого молодого человека, который составлял списки. Подошла я, говорю: «Меня зовут Чулпан Хаматова». Он убрал в сторону ручку и сказал, как отрезал: «Знаешь что, не хочешь – не ходи!» Он так оскорбился, я же ничего не нашлась ответить, развернулась и ушла.
А потом, когда только пробовалась в кино, говорили: вот эта, как её там... ну, у неё чебурашкино имя! И в итоге я поняла, что это странное имя мне на самом деле очень помогает.
Флёр известности
– Я искала доктора и клинику, мне нужно было рожать. Пришла в очень модный медцентр в Москве. Главврач меня встретил, сказал: мол, всё сделаем, не волнуйтесь. Он пригласил весь медперсонал, всех построил передо мной. И здесь началось невероятное испытание. Главврач встал между этой шеренгой и мной и спрашивал: ну, смотрите, кто к нам пришел? И я по недоуменным лицам поняла, что они не знают, кто я. Они краснели, пыхтели, а главврач не унимался: ну вспоминайте, вы должны. Тут уже я краснеть начала. И в какой-то момент он понял, что ждать ответа бесполезно и выдал: «Это же «Время слепых»! И дальше просто контрольный выстрел: «Чулпан Хакамадова!» (общий смех в зале).
Поняла, что в этой клинике я рожать не буду. Когда людям важен какой-то флёр известности, меня это пугает.
О благотворительности и популярности
– Популярность для меня ещё одна возможность помочь нашему благотворительному фонду «Подари жизнь». С другой стороны, популярность – это ограничения. В том, где можно появиться, где нельзя. Где можно отдыхать, а где не желательно расслабляться. Популярность – это не торт со взбитыми сливками. Радость приносит другое – семья, близкие, друзья, интересные роли.
Вернусь к фонду. Я не просто участвую в каком-либо благом деле, это моя жизнь. Большая часть жизни. Мы помогаем детям, которые болеют раком. Начиная от лекарств и заканчивая какими-то очень редкими аппаратами для операций. Причем мы помогаем не только детям, но и их родителям, которые психологически надломлены. Наш благотворительный фонд – это уже крупная организация, которая выполняет большую работу в этом направлении. Без помощников, без людей, к которым я могла бы обратиться в любую минуту, не смогла бы всё это сделать и делать дальше. Такие есть и среди врачей, и среди актеров.
Записки
«Почему вы чаще всего читаете стихи Марины Цветаевой?»
– Есть такие уникальные явления в моей жизни, которые помогают мне жить дальше. Это, конечно, люди. И музыка, и поэзия, и в целом моя профессия. Но прежде – люди. Цветаева – это явление, которое помогает мне порой просто дышать. Помогает понять само ощущение ответственности перед жизнью.
«Как у вас отношения складываются с Мариной Неёловой?»
– Для того чтобы дружить с такой актрисой, этого нужно заслужить. Я её боготворю, хотя понимаю, что такое слово произносить нельзя, но, тем не менее, это так. Та же Галина Волчек для меня больше, чем просто худрук «Современника», это очень близкий мне по духу человек. Бывает так, что уже при первой встрече понимаешь, что у тебя с этим человеком очень много общего. И что бы между вами ни стояло – возраст, статус – это не помешает быть близкими людьми.
«У вас в 2013 году будет проект на ТНТ. Какой?»
– Честно говоря, сама об этом первый раз слышу. Может, они что-то и планируют, но я вроде как не в курсе. Извините.
О слезах и партнерах
– Невпечатлительная актриса – такого понятия, по-моему, нет. Я плачу часто. Есть профи, которые умеют плакать без соплей. Моя психофизика этого не позволяет. И как только у меня по-настоящему рождаются слезы, то они всегда в дуэте с носом. Когда есть платочек, это здорово. Но часто бывает, что мои героини и не думают, что будут плакать, а тут на тебе!
Я играю уже второй спектакль с Женей Мироновым. И это такое необъятное актерское разгильдяйство! Потому как я всегда знаю, если и споткнусь, Женя всегда подхватит. Это такая импровизация, которая бывает чаще в музыке, но иногда случается и в театре. И вот мы играем спектакль «Фрекен Жюли». Там есть серьезнейший момент, когда моя героиня в порыве экзальтации хватает пистолет и направляет его на героя Миронова с полной готовностью убить. Довожу себя до крайности, не справляясь с этой бурей в себе: он убил мою любимую собаку, я срываюсь и вся в слезах, соплях завожу этот курок. И вдруг Женя, при том что пистолет направлен на него, подходит ко мне вплотную, тихо говорит: «Ай-яй-яй, кошмар!» – и ладонями начинает вытирать у меня под носом. Зал просто взревел от хохота!
О сложности характера
– Говорят, он (характер) был у меня плохой, теперь стал хороший. Это не так. Просто спрашивают у разных людей, а у меня характер остался прежним. И разным. Я легко чувствую, когда меня обманывают. Если мне не нравится материал, который предлагают, я сразу так и говорю большими буквами: НЕТ! Я не капризная. По крайней мере, от режиссеров я это никогда не слышала. Просто становлюсь более жесткой, если понимаю, что меня пытаются увести не в ту сторону. Надеюсь, я вас не в ту сторону не увела...
P.S. Деньги от продажи билетов на творческий вечер Хаматовой пошли на приобретение лекарств и лечение детей, больных онкологией.