Делая обзор экономических связей Казахстана в последнее десятилетие, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов делает вывод, что среди ключевых для республики партнеров (таких, по его мнению, десять) только один – Россия – состоит в СНГ. И только два – Россия и Китай – являются непосредственными соседями. И это показывает, насколько сильно разошлись пути Казахстана с бывшими братскими социалистическими республиками. Конечно, говорит обозреватель, связи еще сохраняются, но сотрудничество весьма ограничено и потенциал его специально тормозится. Причем не Казахстаном.
Причин такого охлаждения между бывшими «младшими братьями» по СССР много. Узбекистан, например, озабочен выяснением вопроса, кто является политическим лидером региона. Но большинство пытается делать свою политику, чтобы продемонстрировать исключительную самостоятельность и независимость. Причем, по сути, работают с теми же странами, которые являются главными партнерами и Казахстана.
Если бывшие «младшие братья» ушли на задний план, то кто вышел на первый?
Тот же Марат Шибутов выделяет десятку экономических партнеров Казахстана и условно делит их на два эшелона. Причем список составляет не по экономическим параметрам, а, как он сам заявляет, по степени влиятельности.
На первом месте в первом, ключевом, эшелоне США. У них наибольший объем инвестиций в казахстанскую экономику. Затем идут Россия, Великобритания, Франция и Китай. Любопытно, что эксперт первых двух партнеров объединяет по одной позиции: контроль идеологии, информационного поля и экспертного сообщества Казахстана. Символично, подчеркивает М. Шибутов, что США, Россия и Великобритания согласно заключенным меморандумам определяются как гаранты безопасности Казахстана. Одновременно представители этих же стран являются независимыми директорами Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». «Можно сказать, что Большие братья всегда рядом и приглядывают за нами. Влияние Франции и Китая на Казахстан, конечно, в последние годы растет, но пока до уровня «большой тройки» недотягивает», – говорит эксперт. И замечает, что взамен Казахстан тоже вкладывается в экономику старших партнеров – в виде скупки Нацбанком и Нацфондом их долговых обязательств.
Второй эшелон стран, чьи экономические связи с нами крепнут, это Швейцария, Италия, Нидерланды, Япония и Турция. Любопытно, что в Нидерландах зарегистрированы многие дочерние казахстанские компании. Поэтому эта страна формально самый крупный инвестор Казахстана. А Турция имеет у нас наиболее разветвленную сеть своих учебных заведений.
Интересно, что только три страны предлагают Казахстану большие интеграционные проекты. Россия – Единое экономическое пространство, Турция – пантюркистский проект (нефтепровод по дну Каспийского моря), США – проект «Новый Шелковый путь» (торговля и инвестиции в Среднюю Азию, включая Афганистан).
Многовекторность всегда была официальной политикой Казахстана. До сих пор стране удавалось лавировать между интересами и требованиями своих главных партнеров. Но сегодня, как замечают многие эксперты, появились серьезные противоречия. Значит ли это, что Казахстану надо корректировать свою внешнюю политику? Или стоит играть на этих противоречиях, имея в виду, что мы достаточно лакомый кусок в Средней Азии?