Проиллюстрируем столь громкое заявление. Возьмем не какое-то отдаленное село, а поселок под самым боком у областного центра – Затобольск, улица Калинина, отделение АО «Казпочта», операционный зал.
Картинка первая. Людей здесь набилось, как кильки в консервной банке. Народ беснуется – пенсионеры уже третий день не могут получить пенсию. Оператор – одна на всех. И все против неё.
Картинка вторая. На этот раз в зале гораздо меньше людей, но они точно так же агрессивны. Ни одно окошко не работает. Девушка по ту сторону от народа говорит мне: «У нас всего один оператор. Но она на больничном. Мы не работаем».
Картинка третья, заключительная. В операционном зале стоит небольшая очередь только у одного окна. Обычно здесь женщины получают алименты почтовыми переводами. Но только не сегодня. Оператор разводит руками: переводов на этот раз не видать, как своих ушей – зависла программа. А для этих матерей алименты – важная часть бюджета неполной семьи. По вине Казпочты этот самый бюджет не пополняется вовремя.
Согласитесь, эти три картинки – достаточная мотивация для вопросов к начальству отделения АО «Казпочта» по Костанайскому району. К сожалению, на сей раз на больничном уже не оператор, а сам начальник. На наши вопросы ответил его заместитель Гани Естенов. Правда, мужчина сразу оговорился, как бы снимая с себя часть ответственности: работает здесь с сентября 2012 года года, месяц из этого времени был в отпуске. А перевелся сюда из Костаная, где был начальником отдела, по просьбе своего руководства. Переводиться не хотел – Затобольск считается трудным участком.
– Да, действительно, проблема есть: у нас здесь большая текучесть кадров. Виной тому – маленькая заработная плата. За всеми вычетами операторы не получают на руки и тридцати тысяч тенге, – признался Гани Естенов. – А работы при этом много, приходится захватывать и внеслужебное время. Именно поэтому мы растеряли свои кадры. Был период, когда на все виды операций был один оператор, но теперь мы приняли еще троих.
Только сколько продержатся новые специалисты – неизвестно. Руководство филиала направило своему областному начальству ходатайство с просьбой увеличить людям зарплату. Но когда произойдет увеличение и произойдет ли вообще – вопрос открытый. Недовольные жители срываются на операторах – те медленно работают. Ведь девушки – недавние выпускницы учебных заведений, опыта у них нет. По словам Гани Естенова, они сюда, собственно, и приходят за опытом и стажем. После работы в столь экстремальных условиях такого специалиста могут взять в любой районный банк на вполне приличную зарплату. Гани Естенов не скрывает: именно так новички относятся к своей работе – помучаться и уйти. Любовь Кукушкина – единственная, кто долго (около десяти лет) работает на почте. Остальные не выдержали. Даже начальники постоянно меняются.
Мы уже не говорим о катастрофической доставке газет и журналов в некоторые поселки и села. Некоторых подписчиков мы потеряли именно по вине почты. «Зачем нам газета через три-пять, а то и десять дней после выхода?» – резонно задавали люди вопрос. Надо сказать, что проблема эта уже с бородой. На каком только уровне ее не поднимали журналисты и население. Однако ключ к решению – в столице, в центральном офисе Казпочты. И судя по всему, этот ключ подобрать никто не может.