«Выступать в шахматах можно долго»
– Петр, как вы восприняли назначение на такую должность?
– Скажу откровенно, долгое время я сопротивлялся какой-либо официальной деятельности в шахматах, за исключением сугубо игровой. Времени на это у меня просто не было. Но в прошлом году все же дал согласие на выдвижение на данный пост. Возможно, я смогу принести пользу развитию шахмат в стране, ведь имею опыт и знания, что называется, изнутри. Так почему бы не попробовать?! Сразу хочу сказать, что это вовсе не означает, что я полностью прекратил игровую практику. В отличие от других видов спорта, выступать в шахматах можно долго. Конечно, здесь многое зависит от личной мотивации спортсмена. Я намерен по-прежнему периодически играть в шахматных турнирах.
– Расскажите поподробнее о своей работе на посту главного тренера?
– В первую очередь моя основная задача – подготовка к стартам лидеров сборных команд и выступления сборной на официальных чемпионатах мира и Азии. В этом направлении в течение всего года идет интенсивная работа. Также в мои обязанности входит просмотр игр ведущих спортсменов на внутренних чемпионатах и турнирах. Если говорить о специфике, так как под контролем большая группа шахматистов в возрасте от 7 до 18 лет, то и методы подготовки различных возрастов сильно отличаются. Огромная работа делается на самих чемпионатах при подготовке к конкретным соперникам. Здесь надо тщательно проанализировать, понять, какие слабые места есть у потенциальных соперников, подобрать дебютный вариант игры, а также выстроить общую линию на игру. Конечная задача всей проводимой мною работы – это, естественно, медали на мировых и азиатских чемпионатах. В последнее время у нас появились перспективные ребята в разных категориях, и если раньше можно было выделить одну-две «звездочки», то теперь их в наших шахматах гораздо больше.
«Многое уже зависит не от тебя»
– В чем отличие взрослых и детских шахмат?
– Взрослый шахматист – это уже сложившийся, зрелый спортсмен. И работа с ним будет носить скорее сугубо «косметический», или, если хотите, «отделочный» характер. То есть в его случае еще можно будет закрыть какие-то отдельные вопросы по дебюту, подтянуть расчет вариантов, провести более глубокую проработку дебюта. У юного спортсмена проблемы, по сути, конечно, те же, на более низком уровне. Есть еще несколько дополнительных моментов: надо научить его работать самостоятельно и решать свои проблемы. А также объяснять какие-то вещи, которые взрослыми людьми воспринимаются как аксиома.
– С какими неожиданными сложностями вам пришлось столкнуться в новой должности?
– Здесь были скорее психологические проблемы: я достаточно много занимался шахматами, но большую часть времени – именно игрой. Тренерская работа в каком-то смысле гораздо тяжелее. Если, играя сам, ты и только ты отвечаешь за результат партии, то когда ты находишься в качестве тренера – многое зависит уже не от тебя, а от спортсмена, и такого твоего «прямого» влияния на результат нет. К тому же здесь также действует принцип «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». То есть, следя за течением партии и видя все огрехи, зачастую трудно реагировать спокойно и адекватно. Да и, признаюсь, поводов для расстройства у меня стало гораздо больше. Ведь если игрока волнует только свой результат, то тренера – сразу многое: и результат всех его подопечных, и, в случае неудачи, определение причин, путей к их устранению в дальнейшем, и многое другое. Но, конечно, зная шахматы изнутри, я довольно быстро ко всему адаптировался.
– Какова сегодня ситуация в отечественных шахматах?
– Хочу сразу заметить, что за последнее время наметились положительные сдвиги. У нас появились ребята, которые не только конкурируют за место в десятке лидеров, но уже и уверенно берут медали на крупных международных чемпионатах. Это наши чемпионки мира Жансая Абдумалик, Динара Садуакасова, Бибисара Асаубаева и костанайская Динара Асаубаева. Могу выделить Асель Серикбай, которой для закрепления в мировой элите по своему возрасту не хватает буквально чуть-чуть. И это я назвал только лидеров, а ведь у нас есть немало имен, пусть и не столь ярких, но тоже очень достойных. Впрочем, женские шахматы в Казахстане всегда были более продвинутыми, да и конкуренция в них не такая сильная, как в мужских шахматах. Поэтому радует то, что и наши юноши тоже стали появляться в первой десятке. В первую очередь это Аян Ахметов – на детской Олимпиаде выигравший первое место на первой доске. Еще Жанат Сайын – на последнем чемпионате мира только по дополнительным показателям оказавшийся за пределами тройки лидеров – стал четвертым. Алибек Игамбергенов, завоевавший медали на чемпионатах мира. Хорошие перспективы и у более юных ребят: Дениса Махнева и Рамазана Жалмаханова.
– Но вы не сказали, какие есть проблемы?
– С приходом на пост президента Федерации шахмат Казахстана Асета Исекешева и началом финансирования «Самрук-Казына» многие проблемы, в том числе финансовые, были решены. Более того, в Казахстане начали проводиться мероприятия мирового уровня. Например, в июне в Астане прошел чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу. А это очень большой прорыв для нашей страны. Также намечены крупные мероприятия и на 2013 год. Для нашей детской сборной учебно-тренировочные сборы с гроссмейстерами – это то, чего, например, сильно не хватало в свое время мне. Я думаю, если заданная линия развития продолжится, то уже через некоторое время мы получим тех шахматистов, которые будут с честью и еще более громкими победами представлять нашу страну на всех крупнейших международных соревнованиях.
«Сильное влияние оказывает компьютер»
– Наверняка за год, который вы провели в качестве главного тренера сборной, у вас было наиболее запомнившееся шахматное событие...
– Для меня, как, наверное, и для всех граждан нашей страны, наиболее запомнившимся стало проведение чемпионата мира в Астане по быстрым шахматам и блицу. Это грандиозное и даже историческое для нашей страны событие. В нашу столицу прибыли лидеры мировых шахмат, многие из них были приятно удивлены Астаной.
– Ваши самые запомнившиеся победы в качестве главного тренера?
– Безусловно, это чемпионат мира 2011 года в Бразилии, который принес нам две золотые и одну бронзовую медали, что вывело нас на второе общекомандное место после России. Также мы очень хорошо выступили на чемпионате мира среди школьников в 2012 году – у нашей сборной сразу пять различных медалей.
– Какие главные старты будут в ближайшем будущем?
– Разумеется, самый главный старт для нас – это чемпионат мира среди юношей и девушек, который пройдет в конце 2013 года. Но кроме него есть и чемпионат мира среди школьников, континентальные первенства и командная детская Олимпиада. Так что будем сочетать внутриказахстанские турниры-отборы, учебно-тренировочные сборы и выступления на всех вышеназванных соревнованиях.
– Каким вы видите будущее шахмат?
– Сегодня на шахматы очень сильное влияние оказывает компьютер – дебюты прорабатываются до запредельной глубины, но «ничейной смерти» шахмат, о которой говорил еще Капабланка, пока не предвидится. По-прежнему важен талант, работоспособность и мотивация. Вижу определенные перспективы у «шахмат Фишера» – где случайное распределение фигур нивелирует компьютерную подготовку. Вообще же, шахматы очень сильно выросли во всем мире – хорошо играть научились даже в тех странах, которые никак не назовешь шахматными.
– Планируете вернуться к активным выступлениям на шахматных турнирах?
– Основным турниром для меня в этом году стал чемпионат Казахстана, где я поделил 1-2 место. Кстати, отчасти неожиданно для себя. В следующем году участвовать буду в нескольких турнирах – времени на полноценную игру не хватает, поэтому загадывать не буду. Много времени займет развитие проекта www.profchess.kz – это сайт, созданный для освещения казахстанских шахмат.
– Петр, чего бы вам хотелось в плане развития казахстанских шахмат в новом году?
– Хотелось бы появления хороших турниров для широкого круга шахматистов. Сейчас фактически таким является лишь «Павлодар-оупен», проходящий традиционно в декабре, и полуфинал Казахстана. Запланировано появление Кубка Казахстана – по аналогии с детским Кубком, хотелось бы полноценной реализации этой идеи. Выезжать за границу могут далеко не все, поэтому для роста шахмат нужно создавать собственную шахматную среду.
– Спасибо.