Чтобы прочувствовать эту потерю, достаточно включить телевизор. Кадр номер один: Жерар Депардье отказывается от французского гражданства. Кадр номер два: Жерар Депардье получает российский паспорт из рук Владимира Путина, а уже через день танцует в Саранске, облаченный в национальную рубаху. Кадр номер три: Жерар Депардье признается, что не против принять еще и гражданство Бразилии.
Ощущаете? Гражданство постепенно превращается в элемент торговли, в звонкую монету, которая действительна по всему миру. И если в советские годы мы боролись с космополитизмом как с проявлением буржуазной идеологии, то сегодня фраза «Я – гражданин мира» произносится с гордостью.
Если заглянуть в школьный учебник, то мы увидим такое определение: «Гражданство – устойчивая связь человека и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях». Но на наших глазах эти связи рвутся на части. И, похоже, никто не собирается нажать на тормоз. В России за работника без знания русского языка Депардье бьются Минкульт Мордовии, Тюменский театр и Партия пенсионеров. В то время как соотечественники из стран СНГ годами пытаются прорваться сквозь бюрократические заслоны, желая получить российский паспорт. А в Европе разразился настоящий круговорот гражданств в природе. Бриджит Бардо, обиженная на правительство своей страны, которое желает умертвить больных туберкулезом слонов, тоже изъявила желание получить российский паспорт. Такая же мысль зреет в голове румынского теннисиста Илие Настасе, недовольного налоговой политикой в своей стране. А Твиттер за считанные часы переполнился комментариями с хэштегом: «Я прошу российского гражданства». Обычные французы в шутку требуют в Твиттере понизить цену на шоколадную пасту и изменить погоду во Франции, иначе они угрожают последовать примеру своих кумиров.
Пока в шутку. Потому что сегодня нам еще сложно представить, как это можно жить без родины. Потому что в учебнике «Родное слово» была песня «С чего начинается Родина?», потому что нас учили любить свою страну школьные учителя, ее любили актеры, которые смотрели на нас с экрана телевизора. Сегодня на современных детей смотрят Жерар Депардье, Бриджит Бардо и Илие Настасе, которые с легкостью отказываются от гражданства, с легкостью отказываются от Родины. И сложно прогнозировать, какой общественный продукт мы получим в итоге.
А чем плох , скажете вы, новый глобализированный человек, для которого родиной будет вся Земля? Разве плохо, если человек чувствует себя свободно в любой точке планеты? Нет, конечно. Да только получается, что он не чувствует и ответственности в каждой точке планеты. И если пробьет для страны тяжелый час, как в 41-м году, зачем защищать свою землю, когда можно перебраться в Монако или Бразилию? И если человек не любит Родину, он после пикника не потушит огонь в лесу. Пробьет березу, выпьет сок и не замажет отверстие. Родители – это тоже Родина. Думаю, это чувство привязанности к своему Отечеству необходимо, чтобы просто оставаться человеком.