Без крыши над головой
Историю 73-летней жительницы поселка Качар Масуры Зариповой, наверное, мoжно назвать трагичной. Однокомнатную квартиру она получила еще 34 года назад. Поселок в то время только строился. В 1992 году женщина жилье приватизировала, собственность оформила, как положено.
В лихие времена 90-х она стала пенсионеркой. Масура Сулеймановна – человек одинокий, и у нее, как она сама рассказывает, не раз пытались обманом и даже насильно забрать квартиру. В это поверить нетрудно, слишком много таких криминальных историй было в те времена. Но она их пережила. А в 2006 году Зарипова серьезно заболела. Почти месяц пролежала в онкологическом диспансере. Ближайшие родственники – сестры – у нее в Башкирии. Вот и стали звать ее к себе, обещая поднять на ноги травами и башкирским медом. И в 2007 году, поставив железные дверь и решетки на окнах, отключив отопление, она уехала. Сейчас жалеет, что не оставила соседям адрес родственников. Говорит, что не ожидала такого трагического для себя поворота событий.
Лечение затянулось, и в Качар женщина вернулась почти четыре года спустя – осенью 2011-го. И вот тогда узнала, что ее квартира уже не ее, а в коммунальной собственности. На этот счет в 2009 году вынес решение суд №2 города Рудного, по которому она лишена права собственности на жилье. И по сути, теперь она – бомж. Это в семьдесят-то с лишним лет! Конечно, можно сколько угодно винить в произошедшем саму пенсионерку – мол, зачем уезжала так надолго, почему не смотрела за своим жильем. Но факт остается фактом, и согласитесь, это не по-человечески – лишить крыши над головой пожилого человека. А с точки зрения закона?
Надо было
раньше жаловаться...
Суд состоялся без Зариповой. При этом все формальности были соблюдены: повестку ей послали. Куда? По адресу той квартиры, где, как было известно, на тот момент она не жила. А дальше – как по писаному: ответчик в судебное заседание не явилась, исковое заявление акима Рудного к Зариповой Масуре Сулеймановне «удовлетворить в полном объеме. Признать квартиру №22 бесхозяйной, признать право коммунальной собственности на нее». В этом решении настораживает только одно: суд со ссылкой на управление юстиции Рудного констатирует, что эта самая квартира состоит на учете как бесхозяйная с октября аж 2000 года! И это при том, что в 2005 году ее владелица получила домовую книгу, в 2006-м лежала в костанайской больнице, и только в 2007-м (на все есть документы) уехала.
– Не могу ничего по этому поводу сказать, – говорит аким поселка Качар Сергей Прокопьев.
Не знает он также, кто вскрыл и увез все вещи из квартиры Зариповой. По его словам, информация в акимат поступила от соседей, на учете как бесхозяйная квартира простояла год, после чего и состоялось решение суда. Сама Масура Сулеймановна слышала, что якобы при вскрытии даже акт составляли, в нем переписали находившиеся там вещи, но сама этого акта не видела.
Зато она утверждает, что в здании суда в Качаре видела свой стол. Узнала его по двум запачканным желтой краской ножкам – это когда она красила пол. Женщина даже вопрос в суде на этот счет задала, но, говорит, этим только развеселила присутствовавшего там сотрудника прокуратуры. Кто вскрывал квартиру и кто при этом присутствовал, я пыталась узнать у соседей. Но одна сказала, что ничего не видела и не слышала, а та, которая что-то знала, два месяца назад умерла. Вот так.
Весь прошлый год Масура Зарипова посвятила тому, чтобы отвоевать свою квартиру и возместить ущерб от потери имущества. Пока не удалось ни то, ни другое. Даже Верховный суд отказался принять на рассмотрение ее жалобу, поскольку женщина пропустила годичный срок обжалования судебных решений. А причины, по которым она это сделала, уважительными не признал. Потому и срок обжалования не продлил. Но при этом почему-то не дал оценку уже упоминавшемуся документу о том, с какого времени квартира была бесхозяйной (факт сей, кстати, кочует из одного судебного постановления в другое). А это, как сказали мне знающие тему юристы, может стать основанием для пересмотра дела. Надо же определить, фальсификация это или что-то другое!
Уговорите ее...
– Зарипова почему-то ставит вопрос политически, на сходе выступала, нас во всем обвиняла, – говорит аким поселка Качар Сергей Прокопьев. – Конечно, мне эту женщину по-человечески жаль. Но так уж получилось. Мы готовы ей помочь. Уговорите ее в ЦОНе встать на учет для получения жилья. Это даст нам законное основание предоставить ей хоть какую-то квартиру в аренду. А там уж пусть дальше судится...
Выход? Как временный, наверное, да. Но кто даст гарантии, что и у той квартиры, которую ей, возможно, выделят (коммунальный жилищный фонд сейчас из бывших бесхозяйных жилищ и состоит), не объявится хозяин? Неоднозначная эта тема – бесхозяйные квартиры. По информации депутатов Мажилиса Парламента, сейчас они работают над новым вариантом закона о жилищных отношениях, и там этой больной теме найдется место. Какое – сегодня еще не видно.