На молочно-товарной ферме ТОО «Сарыагаш» Денисовского района полгода назад тоже появился импортный скот – нетели из Америки. Как же им живется в суровых условиях Северного Казахстана?
– Я поддерживаю тех, кто ратует за повышение продуктивности местного поголовья, – говорит директор хозяйства Утеген Муртазин. – Но с одной оговоркой – делать это надо с помощью завоза племенного скота из-за рубежа.
Для иллюстрации своих слов он сопоставил жесточайшую засуху 1975 года, когда в нашей области произошел огромный спад поголовья скота, и 90-е годы, отправившие под нож сотни тысяч животных, в том числе племенных. В чем была разница? В первом случае в область пошли эшелоны со скотом из России, Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так что нужное поголовье очень скоро было восстановлено. А мясорубка 90-х годов отбросила отрасль далеко назад. Разумеется, государство помогает животноводам, но все прекрасно понимают, что малопродуктивное поголовье не дает никаких шансов на развитие.
А в ТОО «Сарыагаш» вопрос рентабельности животноводства стоит особо – за последние годы здесь вложили свыше 1,1 миллиарда тенге в строительство современной молочно-товарной фермы. И когда Муртазин прибыл вместе с зоотехником и ветврачом в США для покупки скота, им пришлось решать вопрос: кому отдать предпочтение – телочкам или нетелям? Ведь переезд через океан на корабле весьма рискован для животных, которые носят в себе приплод. Перевесил простой, но веский аргумент – животные должны как можно быстрее «заработать», то есть давать молоко. Так и произошло: прибывшие в августе прошлого года 274 нетели благополучно перешли в разряд первотелок, и каждая из них в среднем дает теперь ежесуточно 20 килограммов молока.
Счастье сарыагашских коров во многом зависит от работы главного зоотехника хозяйства Жансарта Ахметова и заместителя директора Павла Осипенко.
Отношение американских буренок к казахстанской кухне вызывает особо бурные споры. Но специалисты «Сарыагаша», прежде чем их завезти, побывали на многих фермах – и в Казахстане, и в России, расспрашивали об ошибках при завозе импортного скота.
– Так что загодя мы знали, что они капризны и щепетильны, – объясняет Муртазин, – особенно когда дело касается кормления. Здесь все должно быть сбалансировано до мелочей. И если какой-то компонент выпрыгивает из баланса, то американки моментально на это реагируют. И не только изменениями в надоях. Из-за неправильного кормления они могут погибнуть. Но сегодня есть буквально все, для того чтобы составить нужный рацион: и кормовые сахара, и премиксы, и протеиновые добавки...
Вот и получается, что можно организовать условия даже для щепетильных зарубежных коров. Но какой ценой? Утеген Михайлович лишь усмехается: те деньги, которые получает хозяйство от реализации молока, превышают расходы на его производство.
От чего зависит перспективность МТФ? Директор считает, что во многом – от рынка сбыта. Хотя тут, кажется, опасений нет: молоко реализуется и в нашей области, и североказахстанцы приезжают за ним аж за 700 километров. А теперь еще поступили выгодные предложения о закупе молока из Астаны и Актобе. Так что хозяйству стоит расширять поголовье. Здесь, используя господдержку, намерены ежегодно приобретать в среднем по 150 голов скота из-за рубежа. При этом Утеген Михайлович не устает повторять: ставка будет делаться все же на поколение высокоудойных чистокровных голштинок, родившихся в Казахстане, а значит, акклиматизировавшихся к наших погодным условиям.
Знаете, к чему стремятся в ТОО «Сарыагаш»? Не поверите! Чтобы коровы были счастливы! Муртазин резонно считает: если коровы будут довольны жизнью, то они станут давать много молока. И далее по цепочке: хозяйство будет получать хороший доход, пойдет вверх зарплата людей, станет расти их благосостояние. Вот такая сельская философия.