Родительская любовь
Марат Сулейменов родом из Денисовки (два года назад его родители переехали в Рудный). Разия Масгутовна о сыне может говорить часами. Это и понятно. Такой сын – гордость для любых родителей. Уже с детских лет Марат знал, что хочет стать врачом, и после десятого класса заявил: хочу поступать в медицинский институт. Мать отговаривала, мол, на зарплату врача семью не прокормишь. Зато поддержал отец – иди, сын, туда, куда душа желает. Однако в тот год для зачисления парню не хватило одного балла, и Марат отправился в медучилище.
Медбрат из Марата Сулейменова получился заботливый и добрый. Оценили в ЦРБ и его профессионализм. В местном управлении сельского хозяйства предложили учиться в институте за их счет. Вот только на втором году учебы в мединституте грянул развал Союза. Денег у родителей не было. Кормило семью лишь небольшое хозяйство. И Разия Масгутовна поехала к сыну, чтобы поставить перед фактом: денег нет, учеба кончилась, возвращайся домой. Но тот заупрямился. Выбирать пришлось матери. Чтобы доучить старшего и прокормить младших дочь и сына, Разия Масгутовна взялась, как и многие в то время, за сумки...
В интернатуре Марат заинтересовался акушерством и гинекологией. Тогда и родилась у него идея новой акушерской кровати. Ведь женщины до сих пор рожают на кровати образца 1917 года!
Не отступать и не сдаваться!
– Первый макет он сделал в 2005 году из пластиковых бутылок, – вспоминает мама. – Покрасил конструкцию под металл и поставил макет в роддом. Кто-то подумал, что она железная, облокотился да и раздавил.
Марат создал другую, более надежную. Сначала, конечно, помыкался в поисках финансирования. Однако никому кровать для рожениц оказалась не нужна. Спасибо родителям, нашли средства для изготовления первого образца. Инженеры, воплощавшие проект в реальность, удивлялись тому, что человек без технического образования настолько тщательно рассчитал конструкцию. Но для мамы Марата это было как дважды два.
– Он щепетилен во всем, – рассказывает она. – Дотошный, аккуратный, ответственный и в жизни, и на работе...
Свою кровать Марат семь лет пытался запатентовать. И если бы не Программа форсированного индустриально-инновационного развития, не известно еще, как сложилась бы судьба проекта. Молодой изобретатель разработал пять вариантов кроватей. Советовался и с матерью, и с опытными коллегами. Именно они и подсказали, что лучше остановиться на пятом варианте, который предполагал вертикальный вид родов. Подобной кровати в Казахстане еще не было.
Это удача, уверен Марат Сулейменов, что из трехсот проектов на республиканском конкурсе инноваций его проект вошел в 25 лучших. А ведь на победу он даже не рассчитывал. Но акушер-гинеколог столичного перинатального центра № 1 в итоге получил грант – 7,5 миллиона тенге.
И с начала года алматинский медремзавод уже начал работу над созданием опытного образца унифицированной родовспомогательной кровати (УРВК-1М ). К лету она будет готова. Потом по плану полгода отводится на клинические испытания – насколько на новой кровати роды будут безопасны. И только к концу года, возможно, встанет вопрос об их серийном производстве. Тем более что сегодня, говорит Марат Маликажарович, по статистике, 80 процентов акушерских кроватей нуждаются в замене.
– А чем отличается ваша кровать?– интересуюсь.
– Акушерские кровати, которые я предлагаю, безопасны для родов, – объясняет Марат Сулейменов. – Аналоги, конечно, существуют, но казахстанская – более усовершенствованная. Женщина может рожать в разных положениях: вертикально, сидя, полусидя, на боку. Предусмотрены отдельное отделение для новорожденных, выдвижное сиденье для акушера-гинеколога. К тому же производство этой акушерской кровати на 30% дешевле зарубежных аналогов.
Счастливое число
Родители Марата говорят, что тринадцатое для них счастливое число.
– Мы поженились 13 августа, Марат родился 13 октября, – секретничает со мной Разия Масгутовна. – Думаю, тринадцатый год станет для сына счастливым. В этом году завершатся испытания, и возможно, в роддомах республики женщины будут рожать на кровати моего сына... О чем еще может мечтать мать?