Акции многих компаний, в том числе и вышедшего на народное IPO «КазТрансОйл», вмиг подешевели. К счастью, только на один день.
Все дело в объявленном Нацбанком моратории на покупку накопительными пенсионными фондами (НПФ) негосударственных ценных бумаг. Мораторий должен был продлиться «до определения направлений дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны». Честно говоря, пенсионным фондам и до объявления моратория некуда было вкладывать деньги своих клиентов – в качестве инструментов они имели лишь надежные, но низкодоходные золото и государственные ценные бумаги, а тут их и вовсе лишили возможности получать хоть какую-то прибыль. В итоге акции КТО упали в цене с 801 тенге до 759. То есть пострадали уже не только НПФ, но и рядовые инвесторы.
Правда, через день Нацбанк одумался и снял ограничения на торговлю акциями КТО, и даже рекомендовал покупать их в ценовом коридоре 750-850 тенге. И акции КТО вновь подросли до 800 тенге.
Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Ограничение в игре на бирже таких крупных игроков, как НПФ, пусть их всего 11, привело к уменьшению спроса на ценные бумаги и объема торгов. А ведь Казахстанская биржа и так не может похвастать ни тем ни другим. Не может она похвастать и большим количеством эмитентов, в чьи акции можно было бы инвестировать. Хотя цели некоторое время назад ставились громаднейшие: Казахстан должен был стать региональным финансовым центром, где размещались и торговались бы ценные бумаги не только республики, но и соседних стран: России, Китая. Этаким Гонконгом Центральной Азии. При этом независимый эксперт Степан Демура считает, что чудо Гонконга как мирового финансового центра, куда стекаются капиталы со всех уголков земли, объясняется тем, что китайцы, когда начали развивать свою экономику, наставляли международных инвесторов: то, что вы получаете от нас, должны инвестировать в нас же – взамен на благоприятные условия. Вот только пока в Казахстане ситуация прямо противоположная – даже отечественный бизнес предпочитает размещать свои акции в Лондоне, последним из таковых накануне Нового года стал K-Cell.
Но дело даже не в этом, считает Демура. А в том, что отечественный инвестор, играющий на бирже, оказывается, должен закладывать в свою стратегию не только рыночные риски, но еще и риски самого государства, которое в любой момент может объявить мораторий, поменять правила игры и уронить рынок. Во всяком случае, именно такое впечатление и складывается. Рискну высказать свою точку зрения – давайте представим, что вскоре вместо 11 НПФ на биржу придет один большой государственный игрок. По сути, это будет монополист, который, владея огромными финансовыми ресурсами, сможет двигать рынок туда, куда захочет. Захочет – купит у вас акцию КТО за 750 тенге, захочет – за 850. То есть ценные бумаги будут стоить именно столько, сколько будет «рекомендовано» Нацбанком. Конечно, наши НПФ не идеальны, но создание государственной монополии на торговлю ценным бумагами особого оптимизма инвесторам, думаю, не внушает.
Наиболее ликвидные акции за месяц