В Казахстане законодательно ограничивается свобода вероисповедания, считают в Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Государственного департамента США.
"Конституция предусматривает свободу вероисповедания, однако другие законы и подзаконные акты ограничивают религиозную свободу и на практике правительство поддерживает эти ограничения», – говорится в подготовленном Бюро отчете по международной религиозной свободе за 2011 год. Госдеп США отмечает, что власти Казахстана в целом уважительно относятся к деятельности большинства зарегистрированных религиозных организаций, однако начали применять существенные ограничения к незарегистрированным и малым религиозным организациям, налагая на них штрафы, устраивая проверки и задерживая их членов.
Кроме того, в Бюро считают, что новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ввел более строгие регистрационные требования для миссионеров и религиозных организаций. Например, закон не дает четкого определения миссионерской деятельности, а власти часто трактовали религиозную деятельность приезжих иностранцев как миссионерскую и выдворяли из страны тех, кто не был зарегистрирован как миссионер, подчеркивают авторы доклада.
Как относиться к подобным выводам? Тут же менять закон? Разрешить миссионерам всех мастей проводить в республике свою политику? Да, в самом Казахстане тоже не все на ура принимают попытки властей контролировать, если так можно выразиться, религиозную погоду. Но большая часть общества приветствует желание государства противодействовать религиозному экстремизму. То, что США называют ограничением свободы вероисповедания, для самого Казахстана лишь стремление оградить свою страну от проявлений радикального ислама или других подобных религиозных течений.
Правда, иногда республику сотрясают явно провокационные скандалы, связанные с религией. Газета «Мегаполис» сообщила о том, что республиканское Агентство Казахстана по делам религий решило приостановить перерегистрацию филиалов самой крупной религиозной общины в стране – Духовного управления мусульман Казахстана. «Агентство отказывается перерегистрировать мечети, входящие в состав ДУМК, требуя их переименования, убрав имена людей, в честь которых они названы. Вместо этого агентство предлагает дать названиям мечетей Казахстана одно из 99 имен Аллаха. Отказывая в регистрации, рядовые сотрудники агентства в регионах ссылаются на устное указание председателя агентства из Астаны», – говорится в статье.
Абсурдность таких устных указаний, если они были, очевидна. Хотя бы потому, что филиалов в регионах – тысячи, а имен Аллаха во много раз меньше. Кроме того, многие мечети носят свои имена еще с 19 века. Это фактически исторические памятники. И вот на этой неделе Госагентство по делам религий было вынуждено опровергнуть информацию о переименовании мечетей Казахстана и, стало быть, возможных проблемах по перерегистрации филиалов Духовного управления мусульман. «Сейчас идет регистрация филиалов ДУМК, в частности мечетей», – такое заявление сделал для журналистов заместитель председателя агентства Марат Адильханов. Он сообщил, что их ведомство и не требовало переименования мечетей – этот вопрос относится к исключительной прерогативе Духовного управления мусульман.
Значит, в общество была запущена большая и опасная утка? Кем и зачем? Кому на руку сталкивать чиновников и верующих? Ответы на эти вопросы надо искать и, главное, информировать об этом общество. Потому что от таких уток могут потом «вылупиться» выводы на международном уровне.
Татьяна Башкатова