В настоящее время в Астане службу несёт экологическая полиция. Такую же службу требуют создать в Алматы – при ДВД. Эти подразделения предполагается озадачить контролем за окружающей средой. В России многие регионы самостоятельно решают вопрос, быть или не быть экологической полиции. Во многих европейских странах муниципалитеты содержат экологические службы и есть очень влиятельные общественные организации. Кто должен заниматься экологическим контролем в Казахстане? На этот вопрос отвечают эксперты «КН».
«Вопрос не в том, кто должен контролировать, а как»
Евгений Аман, ответственный секретарь МСХ РК, депутат сената в 1999-2009 гг.:
– Ответственных за окружающую среду достаточно и в нашей стране. Другое дело, как они работают. Инициативы о создании новых экологических служб возникают только потому, что деятельность уже созданных подразделений не имеет системного характера. Большую роль надо отвести публичности экологов – они должны быть всем известны, появляться в нужное время в нужном месте, владеть гражданской риторикой. И должны быть разработаны такие механизмы экоконтроля, которые бы не тонули в волоките, не давали бы в итоге нулевую эффективность. Например, приходится слышать, что крестьяне, обрабатывая пестицидами поля, вредят водным источникам, огородам и так далее. По сути, это ЧП, оно должно тщательно расследоваться, получить огласку, а виновные – наказание. Но из-за того что пострадавшие не знают, где искать защиты, какие есть нормативные акты, всё, как правило, сходит с рук и повторяется из года в год. Может быть, нам не экологическая полиция нужна, а общественные организации, умеющие постоять за себя и за окружающую среду?
«Граждане должны беречь и природу, и бюджет...»
Сакен Тукенов, советник акима Костанайской области по экономическим вопросам:
– Как только выдвигается инициатива создать в государстве какую-то новую службу, лично я думаю о том, в какую сумму это обойдётся бюджету и какая потом будет отдача, в цифрах, в деньгах. Например, создадим экологическую полицию: кабинеты, зарплаты, машины, обмундирование, спецсредства. Сколько всего этого потребуется? В своё время в Костанае мы прибегали к услугам крупного бизнеса, чтобы ликвидировать стихийные свалки. Я сам ходил увещевал частный сектор не вываливать мусор за пределы дворов. И что? Видел злые, агрессивные лица, даже без намёка на взаимопонимание. Давайте возле каждого такого двора поставим полицейского. Нереально, правда? Поэтому работать нужно в другом направлении – наказывать штрафами, разработать меры морального воздействия, выстраивать антирейтинги хозяев жилищ или организаций, пренебрегающих экологическим законодательством. Всё это можно делать без большой нагрузки на бюджет, а в некоторых случаях и с плюсом.
«Нужно сохранить то, что осталось...»
Виктор Дейнека, член-корреспондент АМР РК, действительный член Уральской АГН:
– Меньше всего мы нуждаемся в создании полицейского государства – у нас и без того погоны, фуражки, мундиры... Природе нужно другое: внимание от каждого из нас. Мы должны с детства понимать, что вода должна быть чистой, бесценной по своему значению для человека. А вместо этого у нас сейчас огромная нагрузка на все источники питьевой воды, в том числе и на подземные. Понятно, что в идеальном состоянии уже ничего не будет – технический прогресс не щадит природу. Но сохранить то, что осталось, мы ещё можем. Если будем работать честно и ответственно. Но по сути, наши мелкие и среднего масштаба вредители природы действуют пока безнаказанно. Такое ощущение, что никого не волнуют яды из выхлопных труб, заваленные хламом рощицы, нарушения в водоохранной зоне. Спросите человека на улице: кто за это отвечает? Вряд ли получите толковый ответ.